Святой Петр, первый Римский Папа.
Самый
лучший способ вспомнить жизнеописание св. Петра это просто прочесть
Новый Завет, и так как это доступно всем, то нам здесь достаточно
обратить внимание читателей на вопрос о пребывании св. Петра в Риме.
В своем
ответе на Энциклику папы Льва XIII, Praeclara (20 июня 1894 г.),
Константинопольский патриарх Анфим VII написал (1895 г.), говоря о св.
Петре: «Его апостольская деятельность в Риме совершенно неизвестна
истории». Этот ответ, который совершенно невозможно назвать
православным, был составлен преосвященным Германом Каравангелисом,
который был тогда епископом Гераклийским, а теперь с 1913 г. сделался
Константинопольским патриархом под именем Германа V.
Грустно видеть как в этом патриаршем послании пребывание св. Петра в
Риме причисляется к сомнительным событиям и объясняется общее всей
вселенской церкви предание о нем какими-то апокрифическими сказаниями.
Этот образ действия, противоречащий верованию как Восточной, так и
Западной Церкви, истекает из лютеранских словоизвержений всяких
Христианов Бауеров и всей рационалистической Тюбингенской школы. Этого
взгляда уже в настоящее время не придерживаются больше ни в Германии, ни
вообще в ученом мире, не исключая и Гарнака. Сам Ренан жалел, что он его
когда-то разделял, и ученый англиканский епископ Лайтфут вернулся к
голосу предания, который он когда-то отрицал.
Печально констатировать, что епископы и тем паче патриарх, пользуются
всеми оставленными теориями и для них отрешаются от православного
предания своих предшественников, всех учителей Церкви, литургических
книги т.д. Так как Константинопольский патриарх взывает к истории, то и
мы у нее позаимствуем нужные нам свидетельства, и они нам дадут
возможность, констатировать, что патриарший ответ обнаруживает или
полную неосведомленность в святоотческих творениях или глубокое
презрение к правилам исторической критики. Эти столь древние
свидетельства являют собой такую беспрерывную цепь, что отрешаться от
них равносильно отречению от всего христианского предания и признанию
протестантской системы, по которой Новый Завет есть единственный
источник всякой религиозной истины.
Эти
свидетельства идут в следующем хронологическом порядке.
1)
Свидетельство св. Климента. Достаточно напомнить, что св. Климент был
римским епископом, когда он написал свое послание к Коринфянам около 96
года [1], чтобы понять всю цену его свидетельства, выраженного
так: «Обратим взоры наши на славных апостолов. Петр, бывший предметом
единственной в своем роде зависти, понес не одно, не два испытания, но
множество их, и, сподобившись мученичества, обрел должную ему славу.
Павел, жертва зависти, стяжал пальму терпения....
К этим
мужам святой жизни присоединилось великое множество избранных, которым
зависть причинила много бедствий и которые служили нам чудным примером
[2]. Ясно, что св. Климент намекает на многочисленных мучеников,
убитых в Риме Нероном за одно с Петром и Павлом, которые служили
примером членам Римской Церкви.
2)
Свидетельство св. Игнатия Антиохийского. Св. Игнатий, епископ Антиохии,
где Петр сначала проповедовал Евангелие, умер в 107 г. Незадолго до
смерти он писал Римлянам, прося их не хлопотать о том, чтобы он был
избавлен от казни. Дабы тронуть их сердца, он вспоминает Петра и Павла:
«Я не даю вам приказаний, как это делали Петр и Павел: они были
апостолы, тогда как я только ученик» [3].
Св.
Игнатий не мог бы упомянуть в письме к Римлянам о Петре и Павле, если бы
у этих двух апостолов не было с Римом особенных отношений, если бы их
могилы не были предметом взоров римлян или, говоря другими словами, если
бы Римская Церковь не была бы церковью св. Апостолов Петра и Павла.
3)
Свидетельство Дионисия Коринфского. Дионисий в бытность свого Коринфским
епископом (Греция) с 170-го года написал восемь посланий, которые были
очень распространены и пользовались большим авторитетом. Между ними было
одно, которое было написано римским христианам. Все они потеряны: может
быть, когда-нибудь их обретут в какой-нибудь афонской или грузинской
библиотеках. Все же отрывки от них сохранились на страницах Церковной
Истории Евсевия (II, 25, 8); между прочим следующее: «После того как
Петр и Павел вместе проповедовали в Италии, они вместе же и сподобились
мученичества».
4)
Свидетельство св. Иринея. Может ли быть свидетельство более ясное и
значительное, чем принадлежащее св. Иринею. Хотя он был епископом в
Лионе, но по происхождению он был восточным. Родом из Смирны, он знал
св. Поликарпа, умершего в 155 г. и родившегося самое позднее в 69 г.,
про которого он говорит: «Я мог бы тебе еще указать место, которое
занимал блаж. Поликарп, когда проповедовал слово Божие. Я его вижу
входящим и выходящим; вижу его походку, его облик, как он жил, как
обращал речь к народу. Все запечатлелось в моем сердце. Мне чудится, что
я слышу его рассказ о том, как он беседовал с Иоанном и другими
видевшими Господа, о их изречениях и о всем том, что они слышали от
Христа, Его чудесах и Его учении» [4].
И вот
этот самый св. Ириней, столь хорошо осведомленный, представляет Римскую
Церковь, как «основанную столь славными апостолами Петром и Павлом»
[5] и прибавляет, что Св. Матфей писал свое Евангелие «в то самое
время, когда Петр и Павел проповедовали Евангелие в Риме и основывали
Церковь этого города».
5)
Свидетельство священника Кая. Римский священник Кай писал во время
первосвященства папы Зефирина (202—219) еретику монтанисту Проклу: «Я
могу тебе показать трофеи Апостолов: если ты хочешь придти в Ватикан
или на дорогу Остии, ты найдешь трофеи основателей Церкви Римской»
[6]. Значит, в начале второго века против всеми признанного факта
основания Римской Церкви Св. Петром не смели восставать даже еретики.
6)
Свидетельство Тертулиана. Около этого же времени Тертулиан пересчитывает
апостольские кафедры и ставит во главе их Римский Престол. «Обойди все
апостольские церкви или кафедры, на которых восседали апостолы. Если ты
не далек от Италии, у тебя есть Рим». Потом он прибавляет: «Счастливая
Церковь, которой Апостолы, запечатлев его кровью, передали полноту
учения; в которой Петр был казнен казнью Христа; в которой Павел
сподобился получить тот же мученический венец, что Иоанн Креститель; в
которой Апостол Иоанн был приговорен кипеть в котле кипящего масла, из
которого он вышел невредим». В другом месте он утверждает что «Петр и
Павел оставили Евангелие Римлянам, запечатлев его своею кровью» и что
«Петр и Павел приняли мученическую смерть в первое преследование Нерона»
[7].
7)
Свидетельство Киприана Карфагенского. Пятьдесят лет спустя, св. Киприан
называет Рим «Кафедрой ІІетра» и отзывается о папе Корнилии, как о
«Занимающем место Петра» [8].
8)
Свидетельство Евсевия Кесарийского. Евсевий писал свою церковную историю
около 310 г. Он был добросовестный историк и справлялся всегда со
списком епископов и главных епископских кафедр. Говоря о римской
кафедре, он пишет: «После Петра первым епископом был Лиин» [9].
С этих
пор свидетельства так умножаются, что делается бесполезным их приводить.
Прибытие в то время Петра в Рим есть признанный исторический факт.
Сопоставление выше приведенных свидетельств и самое их объективное и
критическое изучение сделали из великого лютеранского историка Гарнака
убежденного поборника пребывания Петра в Риме [10].
С
другой стороны, во время обращения Константина в христианство было уже
во всей вселенной известно, что в Рим была могила св. Петра и никакой
другой город не предъявлял притязаний на его гробницу. По свидетельству
Liber Pontificalis: «Константин приказал надеть на могилу бронзовую
прикрепленную покрышку, не двигая тела с места». В том же памятнике
читается, что первая ватиканская церковь была выстроена Константином:
«Во времена папы Сильвестра император Константин воздвиг в честь блаж.
Петра в соседстве храма Аполлона базилику и украсил гробницу, в которой
почивают останки святого Апостола». Тут уж уместно сказать, что сами
камни вопиют об истине, так как кирпичи, из которых выстроена базилика,
помечены печатью Константина. Рим полон воспоминаниями о Петре, и нет
русского человека, верного полноте православия, который не чувствовал
бы, что без Петра Рим был бы не Римом и что, если русские оканчивают
свое паломничество в Иерусалим и Бари посещением Рима, то это для того,
чтобы поклониться гробнице ІІетра и, что благодаря этой гробнице, самой
святой после Гроба Господня, они могут сказать, то что я слышал от
группы крестьян, встреченных мною в вечном городе: «А все таки — Рим это
Рим».
История
наравне с археологией утверждают пребывание ІІетра в Риме. «Что касается
археологии», пишет один из известнейших топографов, изучивших древний
Рим, Родольф Ланчиони, «то для неё мученичество святых Петра и Павла в
Риме суть признанные факты не допускающие и тени сомнения в виду
свидетельства памятников» [11].
Как же
нам отнестись к заявлению Константинопольского патриарха? Оно несогласно
ни с православным преданием, ни с исторической и археологической
науками. Это отголосок протестантских предрассудков, которыми, к
несчастию, все больше и больше заражается учение отделенных от Рима
церквей. Отрицание пребывания Св. Петра в Риме преподается греческим
детям в их школе, и к несчастию — во многих семинариях и духовных
академиях нашей родины.
Чему
приписать рвение, с которым нападают на эту историческую истину, как не
тому, что ей придают необычайную важность, гораздо большую, чем.
например знать, жил ли или нет в Ефесе и Смирне Св. Иоанн, или Св. Марк
в Александрии, Св. Андрей в Константинополе и Киеве. Эти усиленные
отрицания исторического факта доказывают, что отрицатели сознают, что
Петр был не такой апостол, как другие, но что у него были специальные
преимущества, не только личные, но и долженствующие быть передаваемыми
его преемникам и его кафедре, будь на ней св. Лев, Григорий, Мартин или
Агафон. Так как раз признано, что Петр основал Римскую Церковь, надо
сознаться тоже и в том, почему силились доказать противное, а именно,
что, прибыв в Рим, Петр передал своей епископской кафедре преимущество
быть первой кафедрой во Вселенской Церкви, а своим преемникам
преимущество быть, подобно ему самому. Главой Церкви Христовой; он же
продолжает управлять Церковью чрез своих преемников, и как он говорил
устами Льва и Агафона, так и продолжает говорить устами нынешнего папы
города Рима, Пия Десятого.
|