Drogon's Cell       

Святые Римские Папы.

Сайт Дмитрия Лялина.

Литература        История         Графика         Природа   "На камне сем..."     Гостевая

Святой Петр, первый Римский Папа. 

Самый лучший способ вспомнить жизнеописание св. Петра это просто прочесть Новый Завет, и так как это доступно всем, то нам здесь достаточно обратить внимание читателей на вопрос о пребывании св. Петра в Риме.

В своем ответе на Энциклику папы Льва XIII, Praeclara (20 июня 1894 г.),  Константинопольский патриарх Анфим VII написал (1895 г.), говоря о св. Петре: «Его апостольская деятельность в Риме совершенно неизвестна истории». Этот ответ, который совершенно невозможно назвать православным, был составлен преосвященным Германом Каравангелисом, который был тогда епископом Гераклийским, а теперь с 1913 г. сделался Константинопольским патриархом под именем Германа V. Грустно видеть как в этом патриаршем послании пребывание св. Петра в Риме причисляется к сомнительным событиям и объясняется общее всей вселенской церкви предание о нем какими-то апокрифическими сказаниями. Этот образ действия, противоречащий верованию как Восточной, так и Западной Церкви, истекает из лютеранских словоизвержений всяких Христианов Бауеров и всей рационалистической Тюбингенской школы. Этого взгляда уже в настоящее время не придерживаются больше ни в Германии, ни вообще в ученом мире, не исключая и Гарнака. Сам Ренан жалел, что он его когда-то разделял, и ученый англиканский епископ Лайтфут вернулся к голосу предания, который он когда-то отрицал.

Печально констатировать, что епископы и тем паче патриарх, пользуются всеми  оставленными теориями и для них отрешаются от православного предания своих предшественников, всех учителей Церкви, литургических книги т.д. Так как Константинопольский патриарх взывает к истории, то и мы у нее позаимствуем нужные нам свидетельства, и они нам дадут возможность, констатировать, что патриарший ответ обнаруживает или полную неосведомленность в святоотческих творениях или глубокое презрение к правилам исторической критики. Эти столь древние свидетельства являют собой такую беспрерывную цепь, что отрешаться от них равносильно отречению от всего христианского предания и признанию протестантской системы, по которой Новый Завет есть единственный источник всякой религиозной истины.

Эти свидетельства идут в следующем хронологическом порядке. 

1) Свидетельство св. Климента. Достаточно напомнить, что св. Климент был римским епископом, когда он написал свое послание к Коринфянам около 96 года [1], чтобы понять всю цену его свидетельства, выраженного так: «Обратим взоры наши на славных апостолов. Петр, бывший предметом единственной в своем роде зависти, понес не одно, не два  испытания, но множество их, и, сподобившись мученичества, обрел должную ему славу. Павел, жертва зависти, стяжал пальму терпения....

К этим мужам святой жизни присоединилось великое множество избранных, которым зависть причинила много бедствий и которые служили нам чудным примером [2]. Ясно, что св. Климент намекает на многочисленных мучеников, убитых в Риме Нероном за одно с  Петром и Павлом, которые служили примером членам Римской Церкви. 

2) Свидетельство св. Игнатия Антиохийского. Св. Игнатий, епископ Антиохии, где Петр сначала проповедовал Евангелие, умер в 107 г. Незадолго до смерти он писал Римлянам, прося их не хлопотать о том, чтобы он был избавлен от казни. Дабы тронуть их сердца, он вспоминает Петра и Павла: «Я не даю вам приказаний, как это делали Петр и Павел: они были апостолы, тогда как я только ученик» [3].

Св. Игнатий не мог бы упомянуть в письме к Римлянам о Петре и Павле, если бы у этих двух апостолов не было с Римом особенных отношений, если бы их могилы не были предметом взоров римлян или, говоря другими словами, если бы Римская Церковь не была бы церковью св. Апостолов Петра и Павла. 

3) Свидетельство Дионисия Коринфского. Дионисий в бытность свого Коринфским епископом (Греция) с 170-го года написал восемь посланий, которые были очень распространены и пользовались большим авторитетом. Между ними было одно, которое было написано римским христианам. Все они потеряны: может быть, когда-нибудь их обретут в какой-нибудь афонской или грузинской библиотеках. Все же отрывки от них сохранились на страницах Церковной Истории Евсевия (II, 25, 8); между прочим следующее: «После того как Петр и Павел вместе проповедовали в Италии, они вместе же и сподобились мученичества». 

4) Свидетельство св. Иринея. Может ли быть свидетельство более ясное и значительное, чем принадлежащее св. Иринею. Хотя он был епископом в Лионе, но по происхождению он был восточным. Родом из Смирны, он знал св. Поликарпа, умершего в 155 г. и родившегося самое позднее в 69 г., про которого он говорит: «Я мог бы тебе еще указать место, которое занимал блаж. Поликарп, когда проповедовал слово Божие. Я его вижу входящим и выходящим; вижу его походку, его облик, как он жил, как обращал речь к народу. Все запечатлелось в моем сердце. Мне чудится, что я слышу его рассказ о том, как он беседовал с Иоанном и другими видевшими Господа, о их изречениях и о всем том, что они слышали от Христа, Его чудесах и Его учении» [4].

И вот этот самый св. Ириней, столь хорошо осведомленный, представляет Римскую Церковь, как «основанную столь славными апостолами Петром и Павлом» [5] и прибавляет, что Св. Матфей писал свое Евангелие «в то самое время, когда Петр и Павел проповедовали Евангелие в Риме и основывали Церковь этого города». 

5) Свидетельство священника Кая. Римский священник Кай писал во время первосвященства папы Зефирина (202—219) еретику монтанисту Проклу: «Я могу тебе показать трофеи  Апостолов: если ты хочешь придти в Ватикан или на дорогу Остии, ты найдешь трофеи основателей Церкви Римской» [6]. Значит, в начале второго века против всеми признанного факта основания Римской Церкви Св. Петром не смели восставать даже еретики.

 6) Свидетельство Тертулиана. Около этого же времени Тертулиан пересчитывает апостольские кафедры и ставит во главе их Римский Престол. «Обойди все апостольские церкви или кафедры, на которых восседали апостолы. Если ты не далек от Италии, у тебя есть Рим». Потом он прибавляет: «Счастливая Церковь, которой Апостолы, запечатлев его кровью, передали полноту учения; в которой Петр был казнен казнью Христа; в которой Павел сподобился получить тот же мученический венец, что Иоанн Креститель; в которой Апостол Иоанн был приговорен кипеть в котле кипящего масла, из которого он вышел невредим». В другом месте он утверждает что «Петр и Павел оставили Евангелие Римлянам, запечатлев его своею кровью» и что «Петр и Павел приняли мученическую смерть в первое преследование Нерона» [7]

7) Свидетельство Киприана Карфагенского. Пятьдесят лет спустя, св. Киприан называет Рим «Кафедрой ІІетра» и отзывается о папе Корнилии, как о «Занимающем место Петра» [8]

8) Свидетельство Евсевия Кесарийского. Евсевий писал свою церковную историю около 310 г. Он был добросовестный историк и справлялся всегда со списком епископов и главных епископских кафедр. Говоря о римской кафедре, он пишет: «После Петра первым епископом был Лиин» [9].

С этих пор свидетельства так умножаются, что делается бесполезным их приводить. Прибытие в то время Петра в Рим есть признанный исторический факт. Сопоставление выше приведенных свидетельств и самое их объективное и критическое изучение сделали из великого лютеранского историка Гарнака убежденного поборника пребывания Петра в Риме [10].

С другой стороны, во время обращения Константина в христианство было уже во всей вселенной известно, что в Рим была могила св. Петра и никакой другой город не предъявлял притязаний на его гробницу. По свидетельству Liber Pontificalis: «Константин приказал надеть на могилу бронзовую прикрепленную покрышку, не двигая тела с места». В том же памятнике читается, что первая ватиканская церковь была выстроена Константином: «Во времена папы Сильвестра император Константин воздвиг в честь блаж. Петра в соседстве храма Аполлона базилику и украсил гробницу, в которой почивают останки святого Апостола». Тут уж уместно сказать, что сами камни вопиют об истине, так как кирпичи, из которых выстроена базилика, помечены печатью Константина. Рим полон воспоминаниями о Петре, и нет русского человека, верного полноте православия, который не чувствовал бы, что без Петра Рим был бы не Римом и что, если русские оканчивают свое паломничество в Иерусалим и Бари посещением Рима, то это для того, чтобы поклониться гробнице ІІетра и, что благодаря этой гробнице, самой святой после Гроба Господня, они могут сказать, то что я слышал от группы крестьян, встреченных мною в вечном городе: «А все таки — Рим это Рим».

История наравне с археологией утверждают пребывание ІІетра в Риме. «Что касается археологии», пишет один из известнейших топографов, изучивших древний Рим, Родольф Ланчиони, «то для неё мученичество святых Петра и Павла в Риме суть признанные факты не допускающие и тени сомнения в виду свидетельства памятников» [11].

Как же нам отнестись к заявлению Константинопольского патриарха? Оно несогласно ни с православным преданием, ни с исторической и археологической науками. Это отголосок протестантских предрассудков, которыми, к несчастию, все больше и больше заражается учение отделенных от Рима церквей. Отрицание пребывания Св. Петра в Риме преподается греческим детям в их школе, и к несчастию — во многих семинариях и духовных академиях нашей родины.

Чему приписать рвение, с которым нападают на эту историческую истину, как не тому, что ей придают необычайную важность, гораздо большую, чем. например знать, жил ли или нет в Ефесе и Смирне Св. Иоанн, или Св. Марк в Александрии, Св. Андрей в Константинополе и Киеве. Эти усиленные отрицания исторического факта доказывают, что отрицатели сознают, что Петр был не такой апостол, как другие, но что у него были специальные преимущества, не только личные, но и долженствующие быть передаваемыми его преемникам и его кафедре, будь на ней св. Лев, Григорий, Мартин или Агафон. Так как раз признано, что Петр основал Римскую Церковь, надо сознаться тоже и в том, почему силились доказать противное, а именно, что, прибыв в Рим, Петр передал своей епископской кафедре преимущество быть первой кафедрой во Вселенской Церкви, а своим преемникам преимущество быть, подобно ему самому. Главой Церкви Христовой; он же продолжает управлять Церковью чрез своих преемников, и как он говорил устами Льва и Агафона, так и продолжает говорить устами нынешнего папы города Рима, Пия Десятого. 

 

[1] См. «Слово Истины» № 1, январь 1913, стр. 4.

[2] Migne, P. G., I, 218.

[3] Там же P. G., V, 690

[4] Письмо Флоринусу, P. G, VII, 1228.

[5] Migne P. G. VII, 848.

[6] Там же XX, 207.

[7] Migne P. L., II, 49, 151 и I, 1203.

[8] Epist. LIX, 14 и LV, 8.

[9] Migne P. G. XX, 221.

[10] Harnack: Die Chronologie der altchristlichen Litteratur, I, 709.

[11] Pagan and Christian Rome, p. 123.

dlyalin@mail.ru

                    

Гостевая.

Copyright  by  Lyalin D.V.

Hosted by uCoz