Св.
Ливерий, Папа Римский.
В то
время, когда диакон Ливерий был избран преемником папы Юлия I на кафедру
св. Петра (22 мая 352 г.), положение Кафолической Церкви было самое
критическое. Осужденные Халкидонским Собором ариане, зачастую
поддерживаемые светской властью, подняли голову и приобрели на всем
Востоке громадное влияние. Поборник кафолического православия, св.
Афанасй Александрийский, был осужден и низложен ими, а затем сослан
императором. Для всех преследуемых и для искателей истины Рим оставался
всегда убежищем и краеугольным камнем... Несправедливо низложенные
епископы апеллировали к верховному судье, а Сардикийский [1]
Собор, бывший в 344 г. при папе Юлии I, только подтвердил и обнародовал
к общему сведению иногда оспариваемое арианскими восточными епископами
право аппеляции. 3, 4 и 5 каноны этого собора гласят так: «Аще же кто из
епископов в некоем деле окажется осужденным, но взомнит себе не неправое
имети дело, а праведное, да и паки возобновится суд: то аще угодно вам
любовию почтим памятъ Петра Апостола и да напишется от сих судивших к
Юлию, Епископу Римскому, да возобновится аще потребно суд через
ближайших к той области Епископов и да назначит он (то есть Папа
Римский) рассмотрителем дела... (прав. 3). Аще который Епископ судом
Енископов, в соседстве находящихся, извержен будет от сана и речет, что
он паки возлагает на себя долг оправдания: то не прежде поставляти
другого на его место, разве когда Епископ Римский, дознав дело,
произнесет свое определение по оному» (прав. 4). Пятый канон прибавляет,
что Папа, к которому епископ, осужденный епископами своего округа,
апеллирует, может поручить пересмотр дела только епископам соседнего
округа, или послать одного из своих легатов, дабы он совместно с
епископами соседнего округа пересмотрел его [2]. На это отцы
Собора ответили: «изреченное приемлем».
С
августа 353 г. Констанций сделался императором. По внушению жены своей
Евсевии, ревностной арианки, которой папа Ливерий отослал обратно
присланную ею милостыню с оговоркой, что пусть она изберет арианских
епископов и им расточает свои щедроты, Констанций возмечтал уничтожить
кафолическое учение и навязать арианство. Арианские
епископы поторопились обвинить перед ним св. Афанасия и
послали в Рим письма, содержащие донос на него и на его будто бы
преступления. Папа Ливерий знал в чем дело, да и к тому же депутация от
египетского епископата и александрийского духовенства под
предводительством Серапиона Тмуитского привезла в Рим протест 80
епископов в пользу Афанасия. Потому то папа, после
обсуждения дела в римском синоде, счел нужным созвать Сбор. Только что
собрались в Арле епископы под председательством папских легатов (353
г.), как император прислал им указ об осуждении Афанасия. Легаты и
православные епископы после долгих колебаний, испуганные угрозами
императора, подписали его. Папа был очень огорчен изменой своих легатов,
и особенно изменой Маркелла Компанийского, которому он всецело доверял.
«Я очень рассчитывал на него, писал он, и был уверен, что порученные ему
евангельские интересы не пострадают. А он не только ничего не добился,
но еще дошел до лжи. Разбитый великим горем, желаю умереть за дело Божие,
чтобы и мне не прослыть изменником и не оказаться поддерживающим
порицаемое Евангелием учение».
Император продолжал запугивать западных епископов; он хотел заставить их
прервать общение с Афанасием. Он вооружился против Ливерия, в котором он
чувствовал вдохновителя кафолической защиты и судью, безошибочно
распознающего истинное православие. В послании его, отправленном в Рим,
он упрекал Папу в честолюбии, в болтливости, в слепом упрямстве и во
враждебности. Все еретики постоянно делали те же упреки незыблемому
Камню Церкви. В свою защиту Ливерий послал императору свои легатов с
письмом: «Бог мне свидетель, писал Папа, свидетелями мне Церковь и ее
Святые, что с поддержкой веры и страха Божия, я попираю и попирал ногами
мирские интересы, как то предписывает Евангельское и Апостольское учение.
Я вдохновлялся советами не безумного честолюбия, а правилами
Божественного закона. В своем прежнем служении я за правило взял долг, а
не тщеславие или желание почестей. Бог мне свидетель, что вопреки моей
воли меня избрали на занимаемое мной теперь место. Уповаю, что мне будет
дано удержаться на нем, не оскорбляя Бога, пока я жив. Я работал над тем,
чтобы уважали не мои личные, но апостольские постановления. Я шел по
следам моих предшественников. Я не хотел ничего прибавлять к епископству
города Рима; я не дал ничего у него убавить. Я содержу веру, переданную
мне рядом епископов, из коих многие были мучениками, я желаю сохранить
ее всегда чистой».
Одновременно Папа просил созыва нового Собора, который имел место в
Милане в 355 г. Он имел не более успеха, чем предшествующий в Арле.
Заседания происходили в императорском дворце, под давлением Констанция,
который объявил епископам, указывающим ему на каноны: «Моя воля вам
взамен канонов». Кафолические епископы, вместо того, чтобы добиться от
арианских епископов, чтобы оны подписали Никейский
Символ, были принуждены еретиками выбирать между
осуждением Афанасия или ссылкой. Все епископы подписали осуждение
Афанасия кроме пяти римских легатов, которые за это были избиты и
сосланы в отдаленные провинции. Папа им написал письмо, поздравляя и
ободряя их, и закончил его так: «Ваш пример дает великую силу моему
измученному сердцу и даже телу моему, которое изнемогает в конец».
Император не замедлил открыто противустать главному защитнику Афанасия,
папе Ливерию. Он надеялся на то, что раз Папа будет на стороне ариан, то
остальные епископы не замедлят примкнуть к ним.
Доверенное лицо, евнух Евсевий, был послан в Рим. Его доводы не имели
успеха. Вотще он потрясал кошельком, вотще он опростал его на гробнице
Апостола Петра. Ливерий выкинул вон деньги. Тогда префекту было поручено
привезти упорствующего к императору. Это было не легко; Ливерий был
очень любим народом. Пришлось его увезти ночью с большими
предосторожностями. Поставленный перед лицом императора, Ливерий
повторил, что он не может осудить человека, не выслушав его.
«Чем же
ты себя считаешь, сказал император, ведь ты один держишься богохульника
и нарушаешь мир всей вселенной?» — «Пусть я буду один, ответил Ливерий,
вера от того ничего не потеряет. В древние времена их было трое и они
противостояли». «Как, прервал его евнух Евсевий, ты уподобляешь нашего
императора Навуходоносору?» Император просил Папу подписать осуждение
Афанасия и дал ему три дня срока.
Ливерий
отказался и не принял денежную помощь императора и императрицы. Тогда
его сослали в Верею во Фракию (356). А Римскую кафедру отдали по
приказанию императора диакону Феликсу, но так как никто не входил в
общение с ним, то церкви его пустовали. Когда в 357 г. император был
проездом в Риме, верные этого города усердно просили его вернуть им папу
Ливерия. Констанций не согласился ни на какую уступку и объявил, что
отныне римским епископом будет Феликс, но узнав, что служение Феликса
никого не привлекало, он приказал вернуть Ливерия с условием, что он
разделит с Феликсом первосвящениический престол. Но народ глумился все
время чтения указа. «Хорошо, говорил он, вот в
цирке две партии, пусть у каждой из них будет свой епископ». За
глумлением наступило раздражение; начали возмущаться и протестовать: «Один
Бог, один Христос, один епископ!» Император оказался вынужденным вернуть
Ливерия безо всяких условий. Но все же прошел еще год до возвращения
ссыльного своей пастве. Тогда Феликс должен был покинуть Рим. Вскоре он
вновь туда явился, рассчитывая на поддержку части духовенства, но
оказалось, что это напрасно. Положение его стало нестерпимым и он должен
был покориться и остаться в тени до самой своей смерти, последовавшей в
365 году.
Ариане,
всячески искавшие как бы оправдаться и приобрести поддержку папы Ливерия
и решившиеся на то, чтобы заставить осудить его в ссылку лишь тогда,
когда совершенно отчаялись залучить его в свои ряды, не преминули, когда
Папе было разрешено вернуться в Рим, распространять о нем разные клеветы.
Это подчеркивало, какую важность они придавали не его личности, конечно,
так как в качеств церковного писателя и богослова, св. Ливерий был
незаметен среди плеяды замечательных людей своего времени, но его
положению на первом престоле во всем христианском мире и его достоинству,
как преемника св. Петра, и тому преимуществу, которым его
предшественники и он пользовались, будучи на этом престоле символом
единства всех верных кафоликов. И потому с Востока на Запад и с Запада
на Восток перекрещивались письма, шедшие из арианских источников,
распространяющие вести, будто Ливерий, отбросив Никейскую веру, примкнул
к противникам Афанасия. Не найдется может быть ни одного исторического
периода, в течение которого сделано было столько фальшивых документов.
Творения св. Илария, св. Афанасия и многих других были изменены арианами,
жаждавшими восторжествовать победу. Даже такие
современники, как св. Иероним, и тот поддался обману: — настолько сильны
и умелы были клеветнические нападки ариан. Непременно хотелось объяснить
помилование Ливерия его изменой и слабостью.
Мы не
сомневаемся, что было нечто в роде компромисса и что Ливерий принимал в
общение тех противников св. Афанасия, которые однако не были еретиками —
как напр. св. Кирилла Иерусалимского, но это только доказательство его
миролюбия. Верно также, что в минуту возвращения в Рим, когда эта
милость была уже оказана римскому народу, Ливерий подписал исповедание
веры — не еретическое конечно, по неполное, в котором не доставало выражения:
«единосущный с Отцем», которое ему представили, как подтверждающее ересь
Савеллия и Фотина. Тогда же он своею рукою написал несколько строк в
прибавление к своему исповеданию веры, в которых он энергично утверждал
учение о полном во всем тождестве Сына с Отцом по существу. Можно
утверждать, не боясь ошибиться, что история падения папы Ливерия есть
арианская клевета. Греческий историк Созомен утверждал это уже в
V в.[3].
Вернувшись в Рим св. Ливерий продолжал управлять своею церковью,
простирая свое попечение на Вселенскую Церковь, блюдя чистоту веры и
стараясь, везде водворять Никейское учение. Он указом запретил вторичное
крещение еретиков, и ему же приписывают постройку так называемой
Ливериевой базилики или «Св. Марии на снегах». Он умер 23 или 24
сентября 366 г. и был погребен на кладбище св. Прискиллы.
Св.
Епифаний, св. Амвросий Медиоланский, св. Василий уже именуют его святым;
то же наименование он носит на медалях в базилике св. Павла — вне стен.
В греко-славянском обряде празднуют его память 27 августа [4], в
латинском — 23 сент., а в коптском обряде, остающемся верным памяти
защитника св. Афанасия, — 9 окт. Один из наших соотечественников так
излагает его жизнь в кратких словах, являющихся для Ливерия лучшей
похвалой: «Император ни угрозами, ни ласкательством, ни через своих
приближенных, ни сам лично, не мог принудить его к осуждению св.
Афанасия Великого, следовательно и православия; за это терпел изгнание
от ариан» [5]. |