Св.
Лев I, папа Римский.
Церковь празднует 18 февраля память «иже во святых отца нашего Льва,
папы римского». Он был архидиаконом римской церкви и был известен
исполнением важной миссии в Галльской земле, когда его выбрали на
кафедру св. Петра, 29 сентября 440 г. В то время Рим перестал быть
столицей и уступил это первенство Равенне, что ему не помешало
оставаться центром, к которому обращались взоры всех современников
V в., знаменитого смутами, которые пришлось
перенести христианскому миру, обуреваемому извне сильным натиском
варваров, хлынувших со всех сторон на Империю, а внутри растлеваемому
самыми зловредными и тонко сплетенными ересями, возникшими в Церкви со
времен Ария. Когда король Гуннов Аттила подошел к воротам Рима в 452 г.,
св. Лев вышел к нему на встречу: величие, кротость и красноречие
римского первосвятителя умилостивили варварского вождя, который перешел
Дунай обратно; но три года спустя Гензерих завладел Римом, который
подвергся четырнадцатидневному грабежу его солдат, св. Льву удалось
добиться только, чтобы не было ни убийств, ни пожаров и чтобы три
главные римские базилики, украшенные некогда Константином, остались
нетронутыми.
Авторитет св. Льва в области церковного учения особенно проявился в его
сношениях с востоком. После осуждения несторианства, раздвояющего Христа
в ущерб Его Божеству, явилось два богословских течения.
Одно
силилось установить единство богочеловечества во Христе, а другое
умаляло Его человечество в пользу Божества. Так, например, Евтихий
отрицал во Христе подобное нам человечество. Он был архимандритом в
константинопольском монастыре, где было до трех сот монахов. Его влияние
на восточное монашество, на двор и на великое число епископов было
громадное. Пользуясь поддержкой александрийского патриарха Диоскора
подозревавшего во всех несторианство, он распространял всюду свое
еретическое учение.
Уличенный в ереси Феодоритом Кирским Евтихий имел дерзость написать папе
Льву, чтобы восстановить его против якобы возрождающегося несторианства.
Константинопольский епискон Флавиан потребовал его на суд, на который он
после долгих проволочек явился 22 ноября 448 г.
Хотя он
согласился с тем, что человечество Христос воспринял от Своей Матери,
Пресвятой Девы Марии, но он отказался признать единосущие с нами
человеческой Христовой природы, и так как он упорствовал в своем
заблуждении, его низложили и отлучили от Церкви.
Сильный
опорой императора и Диоскора, Евтихий снова написал св. Льву: „Прибегаю
к вам, пишет он, защитнику веры... и прошу не взирая на то, что взводят
на меня, определить о вере что найдете нужным" [1]. С другой
стороны, Евтихий поручил свое дело св. Петру Хрисологу, епископу
Равенскому, который ответил ему: «Особливо же советуем мы тебе,
достопочтенный брат, с величайшим доверием руководствоваться писаниями
блаженнейшего Папы города Рима, так как блаженный апостол Петр, живущий
и руководящий своим собственным престолом, сообщает истину веры ищущим
ее» [2].
Между
тем в Константинополе старый архимандрит продолжал свои козни. Он
добился от императора созыва собора. Восточные епископы съехались в Ефес
в 449 г. Св. Лев прислал туда своих легатов, снабдив их письмами и между
прочим знаменитым письмом к Флавиану, в котором учение о воплощении
изложено в простых и точных выражениях. Два естества в одном лице, две
природы производят каждая свойственное им действие сообща с другим.
Император назначил председателем собора Диоскора, который впоследствии
действовал с «дерзостью и надменностию Фараона», как его прозвали.
Евтихий, покровительствуемый фаворитом императора и своим крестником
Хрисафом и поддерживаемый войском под предводительством последнего, был
хозяином положения на соборе. Письма св. Льва не были даже прочтены.
Флавиан и Евсевий Дорилейский были объявлены еретиками и низложены.
Тогда римский диакон Иларий, один из легатов Папы, провозгласил свое
знаменитое «contradicitur» [3], что значит „отвергаю приговор".
Голос права восстал против насилия. Диоскор призвал на помощь воинов и
толпу монахов, матросов и бунтовщиков, которые ворвались в церковь, где
заседал собор, и заставили епископов подавать голоса, угрожая им
смертью. В общем смятении раздался голос Флавиана, который воскликнул,
обращаясь к Диоскору: „Я тебя отвергаю" [4],
что равносильно воззванию к другому суду. В самом деле ему удалось
немедленно подать аппеляцию папе чрез легатов св. Льва. Св. Флавиан был
жестоко избит и ввержен в темницу, а затем отправлен в ссылку, где умер
через три дня от нанесенных ему ударов. Евсевий Дорилейский послал также
папе с места ссылки аппеляцию, текст которой был недавно найден [5].
Другая
жертва «разбойничьего Ефесского собора», как первый его назвал св. Лев,
был Феодорит Кирский. Низложенный Диоскором он также подал св. Льву
красноречивую аппеляцию (Октябрь 449 г.). «Если Павел, говорит он,
глашатай Истины, труба св. Духа обратился к великому Петру... то тем
более мы, незначительные и маленькие прибегаем к вашему Апостольскому
Престолу, чтобы получить от вас врачевание язвам церквей ибо вам
подобает быть первенствующим во всемъ»... После многих хвалебных
слов Апостольскому Римскому Престолу и восседавшему на нем и
поветствования о борьбе и трудах, Феодорит прибавляет: «И после
стольких-то тяжких трудов, я осужден без судебного разбирательства. Но я
ожидаю решения вашего Апостольского Престола, прошу и умоляю твою
святость позволить мне явиться по вызову к правильному и справедливому
суду вашему и приказать идти к вам, чтобы я мог показать, что в своем
учении следую по стопам апостолов... Прежде всего я прошу вас сообщить,
должен ли я признавать это несправедливое низложение или нет? Я жду
вашего решения. И если постановите, чтоб я оставался при этом осуждении,
то я останусь и на будущее время не буду докучать ни одному человеку, но
буду ожидать праведного суда Бога и Спасителя нашего" [6].
В
другом письме к римскому священнику Ренату он просит его о защите у
Папы: „Я прошу вашу святость убедить святейшего и преподобнейшего
архиепископа римского Льва, чтобы он воспользовался апостольскою властью
и повелел нам придти на ваш собор, ибо всесвятейший престол тот имеет
начальство над церквами вселенной по многим причинам"...[7]
Между
тем св. Лев писал Флавиану, о смертн которого он не знал,
Константинопольскому народу, увещевая его оставаться верным своему
законному пастырю, и там же пишет императору Феодосию, указывая ему на
незаконность Ефесского лжесобора. Императору также писали императрицы
Плакида и Евдокия, прося его «нерушимо охранять достоинство св. Петра,
так чтобы римский епископ, за которым вся древность признавала
первенство над всеми, мог свободно судить о вере и священнослужителях»
[8].
На
Константинопольскую кафедру был возведен Анатолий в преемники Флавиану и
он тоже писал св. Льву, прося о признании его. В это же время (28 июля
450 г.) Феодосий умер от последствий падения с лошади. Обстоятельства
изменились. Императрица Пульхерия взяла бразды правления и разделила
власть с сенатором Маркианом, который враждовал с приверженцами Евтихия
и добился созыва вселенского собора. Папа св. Лев приказал на нем
присутствовать своим двум легатам и одного из них Пасхазина назначил
быть председателем собора, который и открылся в Халкидоне 8-го Октября
451 г.
Когда
Собор оправдал Флавиана, Евсевия Дорилейского и Феодорита Кирского и
объявил: «что благочестивейший Феодорит должен заседать в Соборе, потому
что ему святейший архиепископ Лев возвратил епископию»
[9],
Диоскор
был вызван на суд в качестве обвиняемого. Было спрошено у легатов в чем
его обвиняют и они ответили: «пусть он даст отчет в своем мнении; ибо он
предвосхитил лицо (право) судьи, которого не имел без разрешения
римского епископа» [10]. Тогда собор дал свое определение в
следующих выражениях: «Святейший и блаженнейший архиепископ великого
древнего Рима, Лев, чрез нас и чрез настоящий святой собор вместе с
трижды блаженнейшим всехвальным апостолом Петром, который есть камень и
утверждение кафолической Церкви и основание православной веры, лишает
упомянутого Диоскора епископского сана и всех прав священнодействия».
Письма
св. Льва и особенно послание его к Флавиану были таким ясным изложением
кафолической веры, что по прочтению их отцы собора воскликнули: «Так
сказал чрез Льва Петр! Лев учит истине!» Потом присутствующие на Соборе
епископы написали Льву послание, прося его утвердит их определение: «как
члены объединяются главой" [11] писали они: «так и Папа Лев чрез
своих представителей сохранял власть над всеми членами Собора». Далее
они говорят, что обязанность Льва сохранять единство в теле Церкви.
Таким образом православное учение торжествовало, мир восстановился,
виновные подвергались наказанию и невинные были оправданы. Несмотря на
тогдашнюю смуту все же блаженно было то время, в которое каждый епископ,
каждый священник, каждый верный сын вселенской Церкви знал, что у него
есть в Риме верховный и непогрешимый судья, к которому он всегда мог
аппелировать.
Из
всего вышесказанного ясно, что Лев сознавал себя главой Церкви, с
которым должны согласоваться все члены ее. Он прилагает к себе этот
титул, Собор признает его за ним и епископы обращаются к нему, как к
главе. Его именем утверждается кафолическая истина, его властью Собор
осуждает или оправдывает, отлучает или восстанавляет.
Все
признают, «что устами Льва говорит ІІетр». ІІотребовалось бы слишком
много времени для приведения в известность всех последствий вытекающих
из таковых фактов; впрочем это сделано В. С. Соловьевым с ясностью,
глубиной и логикой, которые трудно превзойти. [12]
Авторитет, сознаваемый Львом и который за ним признавали Собор и все
православные епископы, веками прославляется в наших литургических книгах
с такой торжественностью, о которой не знает западный обряд.
Не
служат ли отголоском слов Христовых, обращенных к Петру: «паси агнцы
Моя...», «паси овцы Моя» (Иоан. XXI, 16, 17) слова кондака читаемого
Льву 18 февраля «на престоле, славне, священства сед и львов уста
словесных заградив, догматы богодухновенными честныя Троицы озарил еси
свет богоразумия твоему стаду». Очевидно, что здесь
подразумевается весь христианский мир. В другом месте мы читаем: «Что тя
именуем, богодухновенне; главу ли православныя Церкви Христовой;
око ли благочестия... проповедника ли истины и основание твердо;
старейшину верховнаго Собора честнаго, правило учения известно..."
(Стихиры) Канон службы св. Льва был написан Феофаном Начертанным за
несколько только лет до Фотия и в нем между прочим читается: «Петра
верховнаго престола наследник был еси, того имея нрав и ревность,
богомудре... Столп православия Христовой Церкве... Скрыл eси приложением
твоих догматов богомерзких ересей следы... Утро от Запада воссиял
еси, треблаженне, свиток благочестивых догматов, яко лучи Церкве,
богомудре испущая и озаряя души нашя... Петра честнаго преемник и сего
Начальством обогатився..." (Минея 18 февраля).
Св.
Лев, написал множество посланий (около 150) с изложением христианского
учения, произнес много речей, которых дошло до нас около сотни; они
великолепны по чистоте слова, по торжественности тона и по обилию
свидетельств в пользу папского первенства, его божественного
происхождения и власти Петра и его преемников, простирающейся на всю
вселенную.
Что
учение «Льва о вселенской власти Петра и Римских Первосвященников
согласно православию, свидетельствуется тем, что Церковь прославляет его
именуя «столпом православия».
Св. Лев
скончался 10 Ноября 461 г. Он считается одним из великих учителей
ІІеркви. Его мощи почивают в посвященном ему приделе, который находится
в Соборе Св. Петра в Риме.
Закончим это краткое жизнеописание словами, которые поются на
богослужении нашими отцами по вере и всеми православными
соотечественниками с самого начала принятия ими христианства: «Отца,и
Сына, и Духа Святаго, трисолнечный свет, трисвятую силу, Божество едино
и едино существо сию проповедав, уста льстивыя до конца заградил еси
еретичествующих, Льве богомудре. Тем же честнейшую Богородительницу яко
Богородицу исповедав, несториево безумие и суесловие низложил еси, сего
ради познался еси в мире и в Риме яко божественный таинник Божия
благодати" (Икос). |
[1] Mansi, V, 1014.
[2] Mansi V, 1250 (ср.
Деяния Вселенских Соборов, перевод Казанской Духовной Академии,
т. III стр. 30 изд. 1880 г.).
[3] Mansi, VI, 1908.
[4] Ibidem.
[5] Mommsen, Neues Arcliiv. XI (188G) p.
362.
[6]
Творения блаж. Феодорита, перев. Н. Глубоковского (1907) вып. 1, письмо
113.
[7]
Там же, письмо 116.
[8]
Mansi, VI, 49 (Деяния Вселенских Соборов,
перевод Казанской Духовной Академии, т. III, стр. 42).
[9]
Mansi VI, 589 и 591 (Деяния Вселенских Соборов, перевод Казанской
Духовной Академии, т. III, стр. 69).
[10]
Evagrios, Hist. Eccl. II, 18 (P.
G. LXXXY1, 2548)
(Деяния т. III, стр. 66).
[11]
Св. Лев в своем ответе Феодориту, говоря о правом учении
выразился так: «будучи сформулировано сначала первым из всех престолом
было потом одобрено решением всего христианского мира, так что в
этом и члены согласуются с главой».
[12]
«Россия и Вселенская Церковь», перев. с франц. Владимира Балашева, кн.
II, гл. XI, XII, XIII, XIV |