Drogon's Cell       

Святые Римские Папы.

Сайт Дмитрия Лялина.

Литература        История         Графика         Природа   "На камне сем..."     Гостевая

 Св. Григорий Двоеслов, Папа Римский.

 Одним из величайших пап, память которых чтит Церковь, был Григорий I, прозванный Великим, а также, Двоесловом. Он родился в Риме около 540 г., на рубеже христианской древности к средних веков. Было основание его называть «последним римлянином» и, конечно, он оказал величайшее влияние на переход народов из варварского состояния в положение цивилизованных народов современной Европы. Он заслужил прозвище Великого силою своего характера, своей преданностью благу Церкви и государства и своим весьма умным и мудрым правлением. Получив блестящее образование, он был 30-ти лет претором  в Риме, но вскоре ему опостылел мир; он отдал свое состояние на монастыри и ушел в один из семи монастырей, созданных им по уставу Св. Венедикта. В 579 г. он был послан в Константинополь апокрисиарием или представителем Папы при императоре. Эта должность была весьма трудная, т. к. в это самое время приходилось отстаивать первенство Римского Престола и единство Кафолической Церкви против все возрастающего честолюбия Константинопольских патриархов и сепаратистских тенденций Востока. В 584 г. мы уже находим Григория в Риме в должности секретаря Папы Пелагия II, после которого он наследовал Престол св. Петра в 590 г., будучи избран народом и римским клиром.

От 590 г. до 604 г., т. е. в сравнительно короткое время своего первосвященства, он проявил сверхчеловеческую деятельность столько же на Востоке, сколько и на Западе, как в сфере управления Церкви, так и в области учения. Он был одновременно аскет, оратор, литургист, администратор, верховный судья, отец всех верных и «раб рабов Божиих», как он сам любил себя называть.

Св. Григорий начал свою преобразовательную деятельность с устройства папского двора. Он удалил мирян и поставил на их место клириков и монахов, которые были его слугами и одновременно его советниками в важных делах. Затем он занялся церквами Италии и Сицилии, учредил правильную иерархию и уничтожил в Аквилее схизму. Основывая на Евангелии свое твердое убеждение, что кафедра Петра есть незыблемая скала, на которой Христос создал Церковь Свою, он требовал от частных церквей подчинения Риму. Он определил положение епископов относительно митрополитов. Он это сделал в особенности для Африки, епископы которой апеллировали к его престолу, прося защитить их права, и положил конец их распрям к общему удовлетворению посылкой своих легатов [1]. Равеннскому епископу Иоанну он запретил носить паллиум вне богослужений и когда его преемник Мариниан затеял спор с аббатом Клавдием, он их вызвал на суд в Рим [2].

В то же время взоры его обращались и на варваров, рассеянных во всей западной Европе. В Италии он обратил в христианство ломбардов и их королеву Теоделинду и послал проповедовать Евангелие африканскому племени берберов, которых вандалы оттеснили к Корсике и Сардинии. В 599 г. король вестготов Реккаред написал папе Григорию из Испании, что он и народ его отказываются от арианства и возвращаются в лоно православия. Папа Григорий обратил свое апостольское рвение особенно на Англию и на англо-саксов, которые только что завоевали Великобританию [3]. Прежде еще своего избрания в папы он был как-то раз поражен красотой рабов англо-саксонской расы, которых продавали в Риме и выразил сожаление, что эти Англы не могут посредством благодати крещения соделаться Ангелами. Поэтому когда он сделался папой, в 596 г. он взял из монастыря Св. Андрея, который он основал в собственном дом на Monte Coelius, 40 монахов и послал их в Англию под начальством их игумена Августина. Несколько месяцев спустя король Этельберт с большим числом подданных выразил желание принять крещение. С тех пор Григорий был в постоянной переписке с епископом новой церкви Августином, которому он преподает и практические заключения, точные и ясные, на всякие самые трудные вопросы, свидетельствующие об уме ясном и широком: «Я решил в своем уме», пишет он относительно английского народа, «несколько важных вопросов; во первых, не следует разрушать идольские капища, а надо их окропить святой водой и воздвигнуть в них алтари и внести мощи. Если эти капища крепко построены, то это хорошо и полезно чтобы они от службы сатане перешли в служение истинному Богу; потому что народ, видя, что его молитвенные дома продолжают существовать, охотнее будет в привычном им месте молиться истинному Богу. Во вторых, говорят о этих людях, что они продолжают приносит в жертву быков — надо чтобы этот обычай превратился для них в христианское торжество и чтобы на день освящения храмов, соделавшихся церквами, а равно в праздники святых, мощи коих будут в них почивать, им по прежнему предоставлено было строить около этих же церквей хижины из листьев, в которых они будут собираться со своим скотом; последний будет закалываться не как приношение диаволу, но для христианской трапезы во имя и честь Бога,— которому они будут воздавать благодарение но своем насыщении. Уступая им таким образом некоторое внешнее удовлетворение, вы их легче приведете ко внутренней духовной радости». Таким образом он советовал избегать всякого насилия: «Кротостью, добротой и учением, говорил он, надо привлекать неверных к христианской вере, а не угрозами и устрашением».

Св. Григорий встретил в деле обращения англосаксов серьезное препятствие там именно, откуда он ожидал помощи, то есть со стороны кельтов и бретонцев, бывших христианами уже с давних времен и которых англосаксы оттеснили на север Великобритании. У них были свои религиозные и народные обычаи, и свой особенный обряд, но их разделял с новообращенными вопрос не обряда или учения, а расовая ненависть. Бретонцы не могли забыть, что саксонец был традиционный враг, и католичество его не мешало им взирать на него как на врага.

Чувство это было так сильно, что влиятельный игумен знаменитого Богорского монастыря от лица всех говорил: «Нет, мы не будем проповедовать веру жестокому племени этих чужеземцев, которые предательски отняли у наших предков их родные поля, а нас лишили их наследства».

Деятельность Св. Григория не ограничилась устройством английской церкви. Голос его слышался и в Константинополе [4]. Он энергично протестовал против притязаний Иоанна Постника, патриарха Константинопольского, искавшего себе титула «вселенского патриарха», [5] как то делали уже и некоторые его предшественники на Востоке, столь жадном на громкие и звучные титулы. «Кто сомневается, писал св. Григорий, что Константинопольская церковь подвластна Апостольскому Престолу... [6]; «я не знаю ни одного епископа, который не был бы ему подчинен» [7]. С той же целью он обращает к императору Маврикию следующую пророческую речь: «Ты точишь меч варваров против государства» [8]

Его действия всегда согласуются с его словами. Пользуясь своим правом верховного судьи в церковных вопросах, он пересмотрел процесс двух священников Иоанна Халкидонского и Анастасия Ликаонийского, осужденных за ересь судом Константинопольского патриарха; они апеллировали к папе, приехали в Рим вместе с своими обвинителями и добились оправдания. «После подробного исследования на Соборе, писал Григорий Патриарху, мы не нашли никакой вины на священнике Иоанне; доклад представленный нм судьям, тобою назначенным, во всем согласен с православным учением; мы отменили приговор их и в своем определении объявляем Иоанна право верующим и не запятнанным ересью» [9].

В 592 г. Св. Григорий восстановляет Адриана, епископа Фивского, в Иллирии и карает двух его иерархических начальников: Иоанна, митрополита Ларисы, и Иоанна, примаса Юстинианы [10]. В этой самой Иллирии, почти соответствующей теперешнему Балканскому полуострову, он употребляет все старания к утверждению учения Халкидонского Собора [11]. Здесь он действует скорее, как западный патриарх, чем как папа, чему служат доказательством 21 его письмо. Он извещает митрополитов этого округа о своем назначении, он им посылает римский паллиум, утверждает или отменяет их решения, низлагает их или оправдывает, разузнает о вере клириков и материально поддерживает епископов изгнанных варварами. Одним словом, от Испании и до Кавказа, от Англии и до Африки, он подобно своим предшественникам и преемникам защищает права Апостола Петра: «Петр, говорил он, был во главе апостольства... ему поручено попечение о Церкви и главенство» [12]. Он  утверждает, что римский епископ есть глава веры [13]; что в вопросах веры он верховный судья; что Римский Престол сообщает свою власть во вселенской Церкви [14]; что Константинопольская церковь подвластна ему, как и все другие, что без согласия и помимо власти апостольского престола не входит в силу ни одно соборное постановление [15].

Таково было православное учение Св. Григория о власти римского папы, и такового же учения держались всегда его преемники. Как же можно после этого говорить, что «идеи Григория Великого о папской власти были довольно неопределенны» [16]

Действуя как истинно вселенский отец верных, он посылает материальные вспомоществования всюду, миссионерам Англии, иллирийским епископам, синайским монахам, больнице в Иерусалиме, монастырю в Исаврии, Александрийскому патриархату [17]. В то же время он проповедует, пишет, реформирует римскую литургию и церковное пение, которое до сих пор носит его имя. Если он не сам составляет преждеосвященную литургию, которую Восток ему приписывает, то по крайней мере он покровительствует ее частому совершению, дабы заполнить постные дни. Его пастырское правило при жизни его переводится на греческий язык антиохийским патриархом Афанасием II (599—609), а его Двоесловие полтора века спустя папой Захарием (741—759). Он оставил также многие письма, беседы на Евангелие, на Книгу пр. Иезекииля, на книгу Иова, и разные сочинении, полные высоких аскетических мыслей и православного учения.

Не взирая на это, Фотий пытался выдать папу Св. Григория за приверженца исхождения Св. Духа от одного только Отца, опираясь на следующие слова греческого перевода Двоесловий: «Дух Святой исходит от Отца, и пребывает в Сыне". Не входя в спор о неприкосновенности текста, и о том, какой смысл имеют слова: «пребывает в Сыне», заметим, что в латинском оригинале Двоесловия читается: «Так явствует, что Дух Утешитель вечно исходит от Отца и Сына [18], отчего Сын и говорит, что Он должен уйти, чтобы пришел тот, который никогда не отделялся от Сына». Впрочем исхождение Св. Духа от Отца и Сына утверждается Григорием во многих сочинениях его. Например, в одной из Бесед на Евангелие, Св. Григорий говорит о Св. Духе «Так же как сказано о Духе Святом, что Он послан потому что Он исходит, также верно сказано о Сыне, что Он послан потому, что Он рожден» [19]. Тут несомненно идет дело об исхождении от Отца и Сына. В нравственном богословии он пишет о сошествии Духа Святого на Спасителя во время Крещения Его: «Он никогда не оставлял Человечества Того, от божества Которого Он исходит» [20].

Таким образом, напрасно Фотий опирался для оправдания своего заблуждения на авторитет папы, православие которого восхваляется Церковью.

Она в следующих выражениях прославляет память его 12 марта: «Подобоначальник показался еси начальника пастырем Христа» [21]. Его чествуют как «сидящего на верховном престоле Рима, как путеводителя в священных тайнах, мудрого преемника Петра верховного" [22]. И еще: «Святейший Пастырю, ты сделался преемником его рвения на престоле Петра Верховного» [23]. Первая из церквей, имея тебя в лоне своем, наполняет всю землю  поднебесную божественным истоком священного учения..» [24]

 

[1] Правосл. Духовн. Энцнкл. IV, стр. 665.

[2] Там же, 666.

[3] F. Cabrol: «L’Angleterre chretienne avant les Normands" pp. 53 7L

[4] Правосл. Духовн. Энцикл., IV, 663.

[5] Mansi, IX, 1213, 1217.

[6] Mansi, X, 154.

[7] Ibid. 155.

[8] Patr. Lat. LXXVII. 745.

[9] Маnsі, Х 11 — 13 и 45.

[10] Mansi, IX, 1115, 1119 и 1134.

[11] Mansi X, 114 и 305.

[12] Cui cura totius Ecclesiae et principatus commititur. In Ezech. 11, homil VI.

[13] Caput fidei.

[14] Universali Ecclesiae jura sua transmittit.

[15] Epist. III , V, IX, XI, XIII.

[16] Правосл. Духовн. Энцнкл. IV, 666.

[17] Mansi, IX, 1213, 1217

[18] Quia Paracletus Spiritus a Patre semper procedat et Filio. Migne P. L.LXXVI, 204.

[19] Ejus missio ipsa processio est qua de Patre procedit et Filio (P. L., LXXVI, 1198).

[20] Ejus humanitatem nunqam deseruit ex cujus divinitate procedit (кннга II, гл. LXVI, подобные и другие места—кн. V гл. XXXVI и кн. XXX гл. ІV того же сочинения).

[21] Кондак, у А. Мальцева, Месяцеслов, 11 ч. 12 марта.

[22] Тропарь, там же.

[23] Икос, греческий текст у Nilles (Calendar. Mans. I, 121).

[24] Канон, песнь, там же.

dlyalin@mail.ru

                    

Гостевая.

Copyright  by  Lyalin D.V.

Hosted by uCoz