Drogon's Cell       

Святые Римские Папы.

Сайт Дмитрия Лялина.

Литература        История         Графика         Природа   "На камне сем..."     Гостевая

 Св. Келестин, папа Римский.

 

Св. Келестин, или Целестин, папа римский, память которого наша Церковь празднует 8 апреля [1], римлянин по рождению, будучи диаконом Римской Церкви, был избран преемником папы Бонифация I на престол Св. Петра в сентябре 422 года. Он энергично выполнял обязанности своего служения, как о том свидетельствуют послания, адресованные им к епископам Иллирии, Галлии и Италии, свидетельствует ревность, проявленная им в посылке миссионеров в Ирландию, его борьба с язычеством и полуязычеством на Западе, и в особенности та твердость, с которою он преследовал появившуюся на Востоке ересь Нестория и, утверждал православное учение Кафолической Церкви.

Несторий, ставший в 428 г. архиепископом Константинопольским, уже в следующем году обратился с письмом к папе св. Келестину, с целью упросить его помиловать сосланных епископов-пелагиан, одобряя их учение о достаточности одной свободной воли для делания добра. В этом же письме он докладывает Римскому Папе , что умы в Константинополе разделились: одни именуют Деву Марию «Богородицей», а другие — «Христородицей». На самом же деле он сам, злоупотребляя выгодой своего положения на епископской кафедре великого святого Иоанна Златоуста, проповедовал это новшество: «Бог Слово», говорил он, — „не родился от Марии, но Он обитал в том, кто родился от Марии». Так у него выходило потому, что в Иисусе он видел не богочеловеческую личность, соединяющую во единой плоти божеское и человеческое естество, но два естества — одно божеское, другое человеческое, существующие раздельно и действующие каждое независимо одно от другого.

Этим письмом к папе Келестину Несторий хотел привлечь на свою сторону высший  церковный авторитет и получить таким образом одобрение своему учению со стороны Вселенской Церкви. Вселенская Церковь также как во времена Никейского Собора, была заодно с Папой: она вынесла постановление против Нестория. Поразителен тот факт, хорошо оттененный А. П. Лебедевым [2], что те же самые области, которые благоволили к арианству, т. е. константинопольская и антиохийская патриархии, благоволили также и к несторианству, между тем как Римская Церковь, весь Запад, Македония, Египет и Иерусалим, бывшие под непосредственным влиянием Папы, вполне сохранили Православие. Взоры же оставшихся верными епископов были обращены на престол Петра; самый влиятельный из них, александрийский епископ, «Кирилл почтительно просит папу Келестина решить вопрос, как поступить с Несторием, и верно выполняет волю папскую. Враги папы суть враги Кирилла. Иначе держит себя противная партия, как это было и во времена арианства. Несторий пренебрежительно относится к Папе, берет на себя задачу перерешать папские определения. Авторитет папский для него мало значит [3]».

Таков образ действий еретиков, начиная с Ария до Лютера и модернистов, — он постоянно один и тот же: они не хотят знать Папы и не считаются с его авторитетом.

Св. Кирилл, который первый разоблачил заблуждения Нестория, был глубоким богословом, воспитавшимся на Священном Писании и на преданиях Святых Отец; он был величайшим писателем той эпохи. Однако же он сознавал, что для того, чтобы бороться с еретиком, богословская наука тщетна, если она не опирается на авторитет Папы. Поэтому он спешит вопрос о несторианстве отправить на суд Папы. Он отправляет к нему письмо, где объявляет, что больше молчать не может: «ибо воля Божия в том, чтобы в таких случаях мы действовали с осторожностью и, согласно древнему обычаю Церквей, сообщали о такого рода делах Вашему Святейшеству», изложив сущность заблуждений Нестория и рассказав, как он предал анафеме тех, кто именует Марию Богородицей, и что ересь распространяется среди народов Востока, он прибавляет: «несмотря на такое положение вещей, мы однако же не осмелились порвать общения с Несторием, прежде чем не напишем Вашему Святейшеству, Будьте добры сообщить нам, что Вы об этом думаете, чтобы мы наверное знали, нужно ли нам поддерживать еще с ним общение, или мы должны дать ему понять определенно, что никто не может иметь общения с человеком, защищающим и проповедующим такое ложное учение. Ваше мнение по этому вопросу и суждение, которое Вы вынесете, должно быть оглашено посланием и сообщено к сведению не только епископов Македонии, но также епископов всего Востока, которые пожелают, и которым мы дадим возможность объединиться в одних и тех же чувствах на защиту истинной веры, подвергаемой нападению» (Mansi, IV, 1011).

Несторий, со своей стороны, написал второе письмо папе Келестину, высказывая ему, что ожидает его суждения о сосланных пелагианах и объявляя, что на Востоке распространяются новые заблуждения о Христе. Под последними он подразумевал православные воззрения своих противников.

Св. Келестин был очень взволнован письмом Кирилла. Он собрал Собор в Риме (в 430 году), на котором Несторий был объявлен еретиком и подлежащим низложению через 10 дней после получения им этого определения, если он не отречется от своих заблуждений. Папа одобрил выражение «Богородица». В то же время он отправил четыре письма: одно Несторию, для сообщения ему постановления Собора; другое — жителям Константинополя, с советом крепко стоять в вере, твердо зная, что если они отлучены Несторием за свою приверженность к православию, то пребывают в общении с Папой (Mansi, IV, 1035). Епископов Востока, т. е. Иоанна Антиохийского, Ювенала Иерусалимского, Руфа Фессалоникского, Флавиана Филиппийского, он извещает, что заблуждения Нестория осуждены и какое постановление было вынесено против него. Наконец, в письме к Кириллу он шлет ему живое одобрение и возлагает на него обязанность привести в исполнение постановление Римского Собора против Нестория: «Облекшись авторитетом Нашего Престола, действуя от нашею имени, вы приведете этот приговор в исполнение со всею подобающею строгостью... Мы написали об этом же нашим святым братьям и соучастникам в епископстве... затем, чтобы о суде нашем, или, вернее, о божественном суде Христа Господа Нашего в этом деле, уведомить многих». (Mansi, ІV, 1017). Эти письма помечены 11-м августа 430 года.

Тем временем Несторий, будучи и сам убежден, что ключ ко всякому окончательному решению в области учительства находится в Риме, написал Папе в третий раз, столько же затем чтобы оправдать себя, сколько и для того, чтобы высказать свое желание видеть собравшимся Вселенский Собор.

Этот Собор, бывший третьим Вселенским, собрался в Ефесе в 431 году. Св. Келестин, не имея возможности сам присутствовать, послал представителями от себя легатов, которым предписал следовать во всем советам Кирилла, памятуя, что «необходимо, чтобы был огражден авторитет Апостольского Престола. Если возникнет спор, то вам надлежит рассудить между мнениями других, не вмешиваясь самим в словопрение» (М. ІV, 556). Отцам Собора он писал: «в нашем попечении, мы послали наших святых братьев по священству, епископов Аркадия и Проекта и священника Филиппа, для присутствования при прениях и выполнения того, что Нами определено. Мы не сомневаемся, что на это последует одобрение от вашей святости» (М. IV, 1287). Таким образом св. Келестин, подобно предшествовавшим Папам, а также и последующим, вплоть до наших дней, в полном согласии с истинным преданием кафолического православия, утверждают обширные и исключительные права Престола св. Петра.

Первое заседание Собора состоялось 22 июня 431 года, под председательством Кирилла в отсутствие легатов Папы; деяния в нескольких местах свидетельствуют (М. IV, 1123, 1279, 1305, і341), что Кирилл председательствовал вместо папы. С первого же заседания, после чтения послания Папы и Римского собора, письма Кирилла и Александрийского собора, Несторий был объявлен еретиком, предан анафеме и низложен. «Вынужденные, говорят Отцы Собора, канонами и посланием нашею Святою Отца и Сослужителя Келестина, епископа римского, мы со слезами должны были вынести следующий печальный приговор: Господь Иисус Христос, на которого он (Несторий) клевещет, постановляет через настоящий священный Собор, что Несторий лишается епископского достоинства и священнического Общения». (М. IV, 1211).

Легаты св. Келестина прибыли в июле. В начале 2-го заседания они изложили требования Папы: привести в исполнение то, что он решил в отношении Нестория. Отцы Собора встретили эти повеления такими возгласами: «Вот истинный суд!.. Изволение нового Павла, Келестина... Келестин страж веры» (М. IV, 1287). Папа запретил всякий спор: дело было обсуждено в Риме, собор должен только применить этот приговор.

Как объяснил Фирм, архиепископ Кесарийский, «в письме, раньше посланном Кириллу от апостольского престола, уже содержится по вопросу о Heстории постановление и приговор, и им, собору епископов, остается только последовать этому примеру и привести в исполнение канонический и апостольский приговор, вынесенный против Нестория». (Там же). В этом слышался как бы глас Божий. «Сам Бог, сказал один из Отцов Собора, Феодосий (Анкирский), письмами благочестивейшего епископа Келестина показал, что приговор Собора справедлив» (М. IV, 1289). Таков же был взгляд всех отцов Собора, которые хорошо знали, что их собрание имеет каноническое значение только в согласии с Папой, так что легат Филипп вполне мог сказать: «Одобряя послания нашего блаженнейшего Папы, вы, святые члены, объединились со святым главой ибо Вашему Блаженству ведомо, что блаженный апостол Петр есть глава всего общества верующих и самих апостолов». (Там же).

В начале третьего заседания легат Филипп сделал от имени Папы следующее великолепное заявление, произнес выточенную формулу, вполне римскую по стилю, в которой каждое слово выражает и имеет юридический и догматический смысл: «Никто не сомневается и во все времена известно было, что святой блаженнейший Петр, князь и глава Апостолов, столп веры, основание Кафолической Церкви, получил от Господа Нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя человеческого рода, ключи Царства, и что ему была дана власть вязать и решить грехи; что он Петр до сею времени и всегда живет и судит в своих преемниках. Его преемник и законный заместитель, наш святой и блаженнейший папа Келестин, епископ, послал нас на этот Собор заменить его присутствие». (М. IV, 1296). Отцы Собора одобрили его, ибо тотчас же подписали соборное послание к императору, где  объясняют ему, что учение Нестория осуждено Собором, на основании сообщенного Папой в письме определения, и после утверждения приговора Собора его легатами. Так как друзья Нестория и Иоанн Антиохийский с группой врагов Кирилла участвовали в неканоническом собрании, то Ювеналий Иерусалимский поставил на вид Иоанну Антиохийскому, «что его обязанностью является дать удовлетворение апостольскому престолу Великого Рима, руководству и суду которого, согласно апостольскому обычаю и преданию, должен подлежать Антиохийский престол (М. IV, 1312), подобно тому,  как он был судим Римским Престолом во времени Павла Самосатского. и Мелетия. В своем соборном послании к Папе отцы Собора говорят: «Ревность Вашего Святейшества к религии и приятное Богу попечение о чистоте веры достойны удивления; ибо вы, который так велик, вы привыкли блистать во всем и устремлять все ваши заботы к укреплению Церквей. И так как подобает, чтобы все было сообщено к сведению Вашего Святейшества, мы считали необходимым написать вам». (М. ІV, 1329).

Апостольская миссия св. Келестина была окончена; он умер вскоре после окончания Собора, в 432 году. В области литургики он приобрел известность тем, что ввел в церквах Рима антифонный порядок пения, т. е. пение на два хора, которые попеременно отвечают друг  другу; он повелел также, чтобы в начале обедни пелись псалмы Давида, тогда как ранее довольствовались чтением Посланий св. Павла и повторением Евангелия (Liber Pontificalis). Ему также принадлежит знаменитый декрет, повелевающий «чтобы правилом наших молитв утверждалось бы правило веры». [4] и выражаемый краткой формулой: lex orandi — lex credendi ( правило молитвы есть правило веры), с которой все христиане должны стараться сообразовать свою духовную жизнь, черпая из неповрежденных литургических книг  истинное предание кафолического православия. 

 

[1] Архиеп. Сергия, Полный Месяцеслов Востока, II, 602.

[2] А.П. Лебедев Вселенские Соборы IV и V вв., стр. 148—150.

[3] Там, же, стр. 151

[4] Ut legem credendi lex statuat supplicandi (Capitula Coelestini, VII).

dlyalin@mail.ru

                    

Гостевая.

Copyright  by  Lyalin D.V.

Hosted by uCoz