Цивилизация консервных банок.
И снова о Нестеренко. Вернее, об
очередной его статье "Конец каменного века" (http://yun.complife.net).
Да, я помню, что обещал не затрагивать больше Нестеренко. Но человек
слаб. Наткнулся я опять на его статью (не иначе, происки нечистой силы),
и не смог промолчать. Статья настолько спорная, что буквально на каждую
фразу можно ответить множеством возражений. Поэтому я не стану приводить
здесь их все, и спорить по каждой фразе. Постараюсь касаться только
самой сути.
Итак, в чем же суть этой статьи? Юрий пишет, что человечество на
протяжении своей истории слишком мало уделяло внимания
усовершенствованию своего тела и развитию своих человеческих
возможностей. Все внимание было направлено на приспособление окружающей
среды к своим желаниям и потребностям, на создание все новых, и новых
орудий. Эти орудия Юрий совершенно справедливо называет костылями. И в
этом с ним можно согласиться.
Действительно, сейчас люди все больше попадают в зависимость от
созданных ими же орудий. Современный человек, лишенный всех благ
цивилизации, практически обречен на гибель. Да и умение изменять природу
в соответствии со своими желаниями, которое дало человечеству такое
преимущество перед другими видами, сыграло теперь с ним злую шутку. Ведь
мир управляется законами, направленными на создание единой живой
системы, где могут сосуществовать многие виды. При этом, естественно,
каждый вид чем-то жертвует. Человек пытается переделать мир только под
себя, не желая никому уступать, и тем самым мир этот разрушает.
Но какой же предлагается выход? Отказаться от благ цивилизации?
Вернуться к природе, как предлагал Руссо? Отнюдь нет! Юрий предлагает
нам не отбросить костыли, а отказаться от своего несовершенного, по его
мнению, тела. Стать своего рода одним большим протезом, машиной с
человеческим разумом. Переселить человеческий разум в компьютер,
отбросив физическое тело, как ненужный хлам. Причем предлагается
переселить только "чистый" разум, лишенный человеческих эмоций, таких
как любовь и проч. Сразу вспоминается известная шутка Сэма Уэллера :
"Вот так-то лучше, как сказал мясник, отрубив голову своему одноглазому
сыну!"
Что же это нам даст, спросите вы? Во-первых, это прекрасная
возможность избавиться от ненавистного Юрию человеческого тела,
доставшегося ему от обезьяны. (Тут остается только посочувствовать
горькой судьбе атеистов, ведь верующим-то тело досталось от самого
Господа.) Во-вторых, люди повысят производительность своего разума в
тысячи раз. И, в-третьих, обретут бессмертие.
Что же хочется сказать по этому поводу (непечатные выражения,
естественно, опускаются)…. Нет, пожалуй, я все же немного отвлекусь.
Во-первых, хочется посоветовать Юрию, если уж он говорит о прогрессе, то
пусть он потрудится и сначала объяснит читателям, что он имеет в виду
под этим словом. А то в начале статьи он утверждает, что "никакого
прогресса нет", позже выясняется, что какой-то прогресс все же есть.
Во-вторых, несколько слов о "несовершенстве человеческого тела". Оно,
возможно, не идеально, но человеческий организм, как и любой другой
живой организм, от самой мелкой инфузории до кита, является самой
совершенной из возможных систем. На несколько порядков совершеннее,
нежели все искусственные системы, созданные человеческим разумом.
Я не стану обсуждать вопрос о возможности воплощения идей Юрия в
жизнь, равно как и возможность разделения человеческого разума на
"чистый" разум и эмоции. Будем считать, что идеи Юрия осуществимы. Что
можно безнаказанно вырывать из человека какие-то произвольные части, а
какие-то отбрасывать вовсе. Попытаемся представить, какое будущее
ожидает этих людей. Вернее, не людей, а машины, в которые переселен
человеческий мозг, лишенный человеческих чувств и эмоций.
Само собой, эти существа будут лишены всякой любви. Любви
родительской, любви детей, не говоря уже о любви лиц противоположного
пола. Они сами никого не будут любить, и их никто не полюбит. Все эти
прогулки под луной, соловьиные трели и прочая милая чепуха, для них не
будут значить ровным счетом ничего. Всех многочисленных приятных
ощущений с этим связанных, которые чувствует нормальный человек, эти
мыслящие консервные банки будут лишены. Но этого мало. Они будут лишены
и молоденькой картошечки с соленым огурчиком, и селедочки, и пива с
креветками, и шашлыков, и вареников со сметаною, и пирогов, и манной
каши пополам с малиновым вареньем, и …
Аж слюни потекли! Оставим лучше кулинарную тему и обратимся к
природе. Сможет ли компьютер почувствовать запах моря? А морскую соль на
своей коже, а жар солнечных лучей? Быть может, радость от первого
весеннего дня, от капели, от звенящих ручьев? Или от летнего дождя? От
раскрывшегося цветка? Быть может, горечь от утраты близкого человека?
Вряд ли! Все это эмоции, к чему они "чистому" разуму? И этого всего
мыслящие консервные банки имени Ю. Нестеренко будут лишены. Так же как и
поэзии, живописи и всех вообще произведений искусства, поскольку все это
воспринимается на эмоциональном уровне. Какую же жизнь предлагает нам
Юрий. Чем будут заполнять свое унылое существование любезные его сердцу
гибриды человека и железяки? Повышать производительность своего разума?
Зачем? С какой целью? О чем они будут думать? Перемножать два и два со
скоростью в тысячи раз большей, чем люди? Ничего не скажешь, веселое
занятие! Особенно, если учесть, что жить они собираются вечно.
Кстати, а как же с рождением новых подобных существ? Если оно
предусмотрено, и новые существа каким-то образом будут рождаться, то как
будет решаться проблема перенаселенности? Если же новых рождаться не
будет, то старые будут обречены вечно наблюдать вокруг себя одни и те же
до боли милые лица? Слышать одни и те же фразы, одни и те же заезженные
остроты?
Унылое и безрадостное существование, которое длится вечность! Это
гораздо страшнее самой ужасной смерти! Впрочем, я не стану им
сочувствовать. Ведь людей в том мире не будет. А судьба каких-то
железяк, пусть и мыслящих, судьба цивилизации консервных банок меня ни
капли не интересует…
Интересует другое - почему это Юрий так обижен на род людской, что
уготовил ему такую страшную судьбу? Почему он отказывается от жизни ради
бессмертия? Ведь то, что он предлагает никак нельзя назвать жизнью.
Я полагаю, что во всем виноват страх смерти. Панический страх
смерти. Любая боль и любое страдание пугают таких, как Юрий, ибо они
приближают нас к смерти. Они так напуганы, что и самой жизни боятся,
поскольку она полна боли и страданий. Будь Юрий человеком верующим, он
бы утешился надеждой на вечную жизнь после смерти. Но его беда в том,
что он атеист. Вот он и выдумывает свой рай. Только рай этот выглядит
слишком уж унылым и страшным. Если кому он и мил, то одному лишь Юрию.
Однако сам он до времени осуществления своей мечты (если она
когда-нибудь осуществится, в чем я лично сомневаюсь) доживет вряд ли.
Вот и получается, что он пытается навязать свою идею другим, совершенно
ни в чем не повинным людям, которые будут жить после него, и которым эта
идея, скорее всего, вряд ли придется по душе. Так стоит ли? |