XIII век. Запад, Русь, монголо-татары. Исторические
документы.
Тверская летопись.
В год 6732 [1223]. Из-за грехов наших пришли народы
неизвестные, безбожные моавитяне, о которых никто точно не знает, кто
они, и откуда пришли, и каков их язык, и какого они племени, и какой
веры. И называют их татарами, а иные говорят – таурмены, а другие –
печенеги. Некоторые говорят, что это те народы, о которых Мефодий,
епископ Патарский, сообщает, что они вышли из пустыни Етриевской,
находящейся между востоком и севером. Ибо Мефодий говорит так: «К
скончанию времен появятся те, которых загнал Гедеон, и, выйдя оттуда,
пленят всю землю от востока до Евфрата и от Тигра до Понтийского моря,
кроме Эфиопии». Один Бог знает, кто они и откуда пришли, о них хорошо
известно премудрым людям, которые разбираются в книгах. Мы же не знаем,
кто они такие, а написали здесь о них на память о бедах, которые они
принесли, и русских князьях.
Текст приводится по изданию: Средневековая Русь в текстах и
документах, Минск, 2005.
Генрих Латвийский «Хроника Ливонии»
В тот год (1223) в земле вальвов язычников были
татары. Вальвов некоторые называют партами. Они не едят хлеба, а
питаются сырым мясом своего скота. И бились с ними татары, и победили
их, и истребили всех мечом, а иные бежали к русским, прося помощи. И
прошел по всей Руси призыв биться с татарами, и выступили короли со всей
Руси против татар, но не хватило у них сил для битвы и бежали они перед
врагами. И пал великий король Мстислав из Киева с сорока тысячами
воинов, что были при нем. Другой же король, Мстислав Галицкий, спасся
бегством. Из остальных королей пало в этой битве около пятидесяти. И
гнались за ними татары шесть дней и перебили у них более ста тысяч
человек (а точное число их знает один Бог), прочие же бежали. Тогда
король смоленский, король полоцкий и другие русские короли отправили
послов в Ригу просить о мире. И возобновлен был мир, во всем такой же,
какой заключен был ранее.
Текст приводится по изданию: Средневековая Русь в текстах и
документах, Минск, 2005.
Послание папы Гонория III христианам
в Руссии
16.XI.1224
Всем христианам в Руссии привет и апостольское благословение [шлет]
епископ
Гонорий, раб рабов Божиих . Мы полагаем, что вы прочли и запомнили, как
апостол, своим примером поучая спутника, побудил в самой первой церкви
сделать сборы, которые дали бы многочисленным святым, бывшим в
Иерусалиме, возможность получить помощь, если она понадобится, чтобы в
подобных случаях воспользоваться этими советами. Итак, достопочтенные
братья наши епископы Ливонский, Селонский и Леальский и прочие, которые
в пределах Ливонии проповедуют [учение] Господа Иисуса Христа, и тех,
кто уже принял крещение, жаждут защитить от гонений язычников, подобно
Амаликитянам, разными способами нападающим на Израиль, чтобы его или в
пустыне истощить, или изгнать в Египет, не останавливаются перед
тяжестью расходов, лишь бы им была оказала щедрая помощь благочестием
христиан. Наставляем и увещеваем всех вас, вменяя во отпущение грехов
ваших, чтобы от достатка вашего, посланного от Бога, ради столь
похвального дела раздавать им жертву милостыни, за что жертвователю
воспоследует всяческое благо. Дано в Латеране, XVI Календы декабря,
понтификата нашего год девятый.
Текст приводится по изданию: Крестоносцы и Русь. Конец XII-1270 г. М.
Индрик.
2002, (пер. В. И. Матузовой, Е. Л. Назаровой).
Послание папы Гонория III королям
Руси.
17.I.1227
Всем королям Руси привет и всяческие плоды благодати [шлет] Гонорий
епископ, раб рабов Божиих. Радуемся во Господе, ибо, как вы слышали,
послы ваши, отправленные к достопочтенному брату нашему, епископу
Моденскому, нашему легату апостольского престола, смиренно просили его
посетить края ваши, ибо, желая здраво внимать спасительному учению, вы
готовы полностью отказаться от всех заблуждений, которые совершили, как
было сказано, из-за недостатка проповедников, за что Господь,
разгневавшись на вас, доныне подвергал вас многим бедствиям, и ждет вас
еще более тяжелое несчастье, если не сойдете с тропы заблуждений и не
вступите на путь истины. Ведь чем дольше будете коснеть в заблуждении,
тем больших напастей вам следует страшиться. Потому, даже если и не
гневается Господь ежедневно, то все же над теми, кто пренебрегает
крещением, навис, наконец, меч его возмездия. Итак, желая от вас
получить подтверждение, хотите ли вы принять легата Римской церкви,
чтобы под воздействием его здравых наставлений вы постигли истину
католической веры, без которой никто не спасется, всех вас настойчиво
просим, увещеваем и умоляем, чтобы об этом желании вашем сообщили нам в
посланиях и через надежных послов. Пока же, поддерживая прочный мир с
христианами Ливонии и Эстонии, не мешайте распространению веры
христианской и тогда не вызовете негодования божественного апостольского
престола, который при желании легко может воздать вам возмездием. Но
лучше, если бы, соблюдая истинное послушание и божественные обряды, при
всепрощении Господнем вы заслужили бы от обоих милость и любовь. Дано в
Латеране, XVI Календы февраля, год XI [понтификата нашего].
Текст приводится по изданию: Крестоносцы и Русь. Конец XII-1270 г. М.
Индрик.
2002, (пер. В. И. Матузовой, Е. Л. Назаровой).
Послание Гонория III тевтонам города
Висбю.
17.I.1227
Тевтонам города Висбю, жителям Готланда Гонорий епископ, раб рабов
Божьих. Хотя апостольский престол, словно сердобольная мать, держит в
объятиях любви всех христиан, все же тех, кто неколебим в вере и
проявляет себя надежным в делах, она окружает особой любовью. Она
настолько благосклонна к их молитвам, насколько они ее милость, словно
должное вознаграждение, себе, как кажется, по справедливости стяжают.
Как нам стало известно, вы, воспламененные заботой о вере христианской,
намерены заботливо защищать новообращенных в Ливонии и Эстонии от
гонителей, мужественно давая отпор как язычникам, так и рутенам. Поэтому
мы, вняв вашим мольбам, вас, город и порт ваш берем под защиту
блаженного Петра и нашу и настоящим посланием утверждаем
покровительство, настойчиво увещевая, чтобы за то, что вы печетесь об
обращении эзельцев и прочих язычников, никто не нанес вам вреда или
ущерба. Итак, никто и т. д. Дано в Латеране в XVI Календы февраля, в год
XI.
Текст приводится по изданию: Крестоносцы и Русь. Конец XII-1270 г. М.
Индрик.
2002, (пер. В. И. Матузовой, Е. Л. Назаровой).
«Великая хроника» о Польше, Руси и
их соседях.
В году 1241 Батый, татарский хан, со своим войском –
народом многочисленным и жестоким, пройдя Русь, вознамерился вторгнуться
в Венгрию. Но, прежде чем он достиг венгерских границ, он направил часть
своего войска против Польши. Они в день Пепла опустошили и город и Сандомирскую землю, не пощадив ни пола, ни возраста. Затем они через
Вислицу пришли в Краков, подвергнув все опустошению. Недалеко от Ополья
их встретили князья [Владислав] опольский и [Болеслав] сандомирский и
начали было с ними сражаться, но бежали, не имея возможности
сопротивляться ни их многочисленности, ни воле Божьей. И, таким образом,
упомянутая часть татарского войска, опустошив Серадз, Ленчицу и Куявию,
дошли до Силезии. С ними Генрих, сын Генриха Бородатого, князь силезский,
польский и краковский, со многими тысячами вооруженных [воинов] храбро
встретился на поле у крепости Легница и, уповая на Божью помощь,
уверенно с ними сразился. Но с соизволения Господа, который иногда
допускает избиение и своих за их преступления, знаменитый вышеупомянутый
князь Генрих вместе со многими тысячами несчастных людей пал на поле
боя. С ним вместе пал подобным образом князь Болеслав, прозванный
Щепелка. Когда Батый, татарский князь, вторгся в Венгрию, ему преградили
дорогу венгерские короли, братья Бела и Коломан. Последние, потеряв в
сражении большую часть своего войска, обратились в бегство. Так Батый,
опустошая Венгрию, жестоко убивая людей от мала до велика, не щадя ни
пола, ни возраста, переправился через реку Дунай. Пробыл он в этом
королевстве год или более, учинив жестокую резню в народе и нечестивое
разорение городов.
Текст приводится по изданию: «Великая хроника» о Польше, Руси и их
соседях XI-XIII вв. Изд-во Московского университета, 1987.
Матвей Парижский «Великая хроника».
1241
«И вот, получив известие о том, что угроза бича Господня повисла над
народом, сказала мать короля франков, достопочтенная и любимая Богом
женщина, королева Бланка: «Где ты, сын мой, король Людовик?» И он,
приблизившись, сказал: « Что с Вами, матушка?» А она, тяжело вздохнув,
зарыдала, но, будучи женщиной, все же не по-женски осмыслила эту
нависшую угрозу и сказала: «Что же нам делать, любезный сын мой, при
столь страшных событиях, ужасный слух о которых прошел по земле нашей?
Нынче неудержимое нашествие татар грозит полным уничтожением всем нам и
Святой Церкви». На что король со слезами, но не без божественного
внушения ответил: «Да укрепит нас, матушка, Божественное утешение. Ибо
если нападут на нас те, кого называем мы тартарами, то или мы низринем
их в места тартарейские, откуда они вышли, или они сами всех нас
вознесут на небо». И этим как бы сказал: «Или мы отразим их натиск, или,
случись нам потерпеть поражение, то отойдем к Богу как истые христиане
или мученики».
Текст приводится по изданию: Ж. Ле Гофф «Людовик IX
Святой», «Ладомир», М., 2001., (пер. В. И. Матузовой)
Анналы Бёртонского монастыря.
[1245]
Расследование о тартарах, проведенное в Лионе его святейшеством папой.
Среди прочих прелатов мира прибыл на собор в Лионе рутенский архиепископ
по имени Петр, который, как утверждали некоторые, вернувшиеся с собора,
не знал ни латинского, ни греческого, ни еврейского языка и все же через
толмача блестяще пред лицом его святейшества папы изложил Евангелие. Он
также, особо приглашенный, с его святейшеством папой и другими
прелатами, [как и они] облаченный в священные одежды, но не такого вида,
как у них, присутствовал при богослужении.
Текст приводится по изданию: Английские средневековые источники
IX-XIII вв. М. Наука. 1979. (пер. В. И. Матузовой)
Матвей Парижский «Великая хроника».
Это сказал Петр, архиепископ Руссии, бежавший от
тартар, когда его спросили об их жизни
И пока этот роковой жребий надвигался на мир, некий архиепископ из
Руссии, по имени Петр, муж, как можно было судить, честный, набожный и
достойный доверия, изгнанный тартарами, бежал из своего королевства и
спасся, переправившись в области по эту сторону Альп, чтобы для
архиепископства своего получить совет и помощь и от братьев своих
утешение, если помогут ему, по велению божьему, Римская церковь и
милостивая благосклонность [здешних] правителей.
Текст приводится по изданию: Русский разлив / Арабески истории. Мир
Льва Гумилева. М. Дик. 1997 (пер. В. И. Матузовой)
Иоанна де Плано Карпини,
архиепископа Антиварийского,
История Монгалов, именуемых нами
Татарами.
(Отрывки).
Всем верным Христовому учению, до коих может дойти настоящее писание,
Иоанн де Плано Карпини, брат ордена миноритов, легат апостольского
Престола, посланец к Татарам и иным народам востока, [желает] милости
Божией в настоящем, славы в будущем и торжествующей победы над врагами
Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
…Когда мы уже вознамерились, как сказано выше, отправиться к Татарам, мы
прибыли к королю Богемскому. Когда мы спросили у него совета, так как
этот государь был благосклонен к нам издавна, какая дорога лучше для
нашего путешествия, он ответил, что, как ему казалось, лучше было бы
поехать через Польшу и Руссию, ибо в Польше у него были родственники, с
помощью которых мы могли бы выехать в Руссию. И, дав нам грамоту и
хороших провожатых, он приказал также давать продовольствие по его
землям и городам, пока мы не приедем к князю Силезии, Болеславу, его
племяннику, который был нам также знаком и близок.
Он также дал нам свою грамоту, надежных провожатых и продовольствие по
своим поместьям и городам, пока мы не приехали к князю Ланцискому,
Конраду. В это время, по споспешествующей нам милости Божией, туда
прибыл Господин Василько, князь Руссии, от которого мы полнее узнали о
настроении Татар. Именно он посылал туда своих послов, которые вернулись
к нему и брату его, Даниилу, с охранной грамотой для проезда к Бату для
господина Даниила. Василько сказал нам, что если мы захотим поехать к
ним, то нам следует иметь великие дары для раздачи им, так как они
требовали их с большою надоедливостью, а если их не давали, то – что
вполне правдиво – посол не мог соответственно исполнить своих дел; мало
того, он, так сказать, не ценится ни во что. Мы же, не желая, чтобы дело
Господина Папы и церкви встречало вследствие этого затруднение,
приказали купить на то, что нам было дано как милостыня и для
поддержания жизни, несколько шкур бобров, а также иных различных
животных. Князь Конрад и княгиня Краковская, некие воины и епископ
Краковский, узнав это, подарили нам также еще больше этих шкур. Также
князь Конрад, сын его и Краковский епископ очень усердно просили
вышеупомянутого Василько, чтобы он помог нам, насколько мог, в переезде
к Татарам; он ответил им, что охотно это сделает.
…Отсюда недавно случилось, что Михаила, который был одним из великих
князей Русских, когда он отправился на поклон к Бату, они заставили
раньше пройти между двух огней; после они сказали ему, чтобы он
поклонился на полдень Чингис-хану. Тот ответил, что охотно поклонится
Бату и даже его рабам, но не поклонится изображению мертвого человека,
так как христианам этого делать не подобает. И, после неоднократного
указания ему поклониться и его нежелания, вышеупомянутый князь передал
ему через сына Ярослава, что он будет убит, если не поклонится. Тот
ответил, что лучше желает умереть, чем сделать то, чего не подобает. И
Бату послал одного телохранителя, который бил его пяткой в живот против
сердца так долго, пока тот не скончался. Тогда один из его воинов,
который стоял тут же, ободрял его, говоря: "Будь тверд, так как эта мука
недолго для тебя продолжится, и тотчас воспоследует вечное веселие".
После этого ему отрезали голову ножом, и у вышеупомянутого воина голова
была также отнята ножом.
…Случилось также в недавнюю бытность нашу в их земле, что Андрей, князь
Чернигова (Cherneglove), который находится в Руссии, был обвинен пред
Бату в том, что уводил лошадей Татар из земли и продавал их в другое
место; и хотя этого не было доказано, он все-таки был убит. Услышав это,
младший брат его прибыл с женою убитого к вышеупомянутому князю Бату с
намерением упросить его не отнимать у них земли. Бату сказал отроку,
чтобы он взял себе в жены жену вышеупомянутого родного брата своего, а
женщине приказал поять его в мужья согласно обычаю Татар. Тот сказал в
ответ, что лучше желает быть убитым, чем поступить вопреки закону. А
Бату тем не менее передал ее ему, хотя оба отказывались, насколько
могли, их обоих повели на ложе, и плачущего и кричащего отрока положили
на нее и принудили их одинаково совокупиться сочетанием не условным, а
полным.
…В то же время умер Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руссии,
которая называется Суздаль. Он только что был приглашен к матери
императора, которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из
собственной руки; и он вернулся в свое помещение, тотчас же занедужил и
умер спустя семь дней, и все тело его удивительным образом посинело.
Поэтому все верили, что его там опоили, чтобы свободнее и окончательнее
завладеть его землею. И доказательством этому служит то, что мать
императора, без ведома бывших там его людей, поспешно отправила гонца в
Руссию к его сыну Александру, чтобы тот явился к ней, так как она хочет
подарить ему землю отца. Тот не пожелал поехать, а остался, и тем
временем она посылала грамоты, чтобы он явился для получения земли
своего отца. Однако все верили, что если он явится, она умертвит его или
даже подвергнет вечному плену.
…Приехали же мы туда (в Киев) за пятнадцать дней до праздника блаженного
Иоанна Крестителя. Киевляне же, узнав о нашем прибытии, все радостно
вышли нам навстречу, именно они поздравляли нас, как будто мы восстали
от мертвых; так принимали нас по всей Руссии, Польше и Богемии. Даниил и
Василько, брат его, устроили нам большой пир и продержали нас против
нашей воли дней с восемь. Тем временем они совещались между собою, с
епископами и другими достойными уважения людьми о том, о чем мы говорили
с ними, когда ехали к Татарам, и единодушно ответили нам, говоря, что
желают иметь Господина Папу своим преимущественным господином и отцом, а
святую Римскую Церковь владычицей, и учительницей, причем подтвердили
все то, о чем раньше сообщали по этому поводу чрез своего аббата, и
послали также с нами касательно этого к Господину Папе свою грамоту и
послов.
…И, чтобы не возникло у кого-нибудь сомнения, что мы были в земле Татар,
мы записываем имена тех, кто нас там нашел. Король Даниил Русский со
всеми воинами и людьми, именно с теми, которые прибыли с ним, нашел нас
вблизи ставок Картана, женатого на сестре Бату; у Коренцы мы нашли
Киевского сотника Монгрота и его товарищей, которые провожали нас на
некоторую часть дороги; а к Бату они прибыли раньше нас. У Бату мы нашли
сына князя Ярослава, который имел при себе одного воина из Руссии, по
имени Сангора; он родом Коман, но теперь христианин, как и другой
Русский, бывший нашим толмачом у Бату, из земли Суздальской. У
императора Татар мы нашли князя Ярослава, там умершего, и его воина, по
имени Темера, бывшего нашим толмачом у Куйюк-кана, то есть императора
Татар, как по переводу грамоты императора к Господину Папе, так и при
произнесении речей и ответе на них; там был также Дубарлай, клирик
вышеупомянутого князя, и служители его Яков, Михаил и другой Яков. При
возвращении в землю Бесерминов, в городе Лемфинк, мы нашли Угнея,
который, по приказу жены Ярослава и Бату, ехал к вышеупомянутому
Ярославу, а также Коктелеба и всех его товарищей. Все они вернулись в
землю Суздальскую в Руссии; у них можно будет, если потребуется,
отыскать истину. У Мауци нашли наших товарищей, которые оставались там,
князь Ярослав и его товарищи, а также некто из Руссии по имени Святополк
(Santopolicus) и его товарищи. И при выезде из Комании мы нашли князя
Романа, который въезжал в землю Татар, и его товарищей и живущего поныне
князя Алогу (Aloha) и его товарищей. С нами из Комании выехал также
посол князя Черниговского и долго ехал с нами по Руссии. И все это
Русские князья.
Текст приводится по изданию: Джиованни дель Плано
Карпини. История монгалов. Пер. А.И. Малеина. М., 1957.
Галицко-Волынская летопись.
В год 6753 [1245]. Михаил, услышав, что король
угорский отдал дочь за его сына, бежал в Угорскую землю. Угорский король
и сын Михаила Ростислав не оказали ему почестей. Рассердившись на сына,
он вернулся в Чернигов.
Оттуда он поехал к Батыю просить от него своей волости. Батый сказал:
«Поклонись богам наших отцов». Михаил ответил: «Раз Бог предал нас и
наши волости за грехи наши в твои руки, тебе кланяемся и честь приносим
тебе. А богам твоих отцов и твоему богонечестивому приказанию не
кланяемся». Батый, словно дикий зверь, рассвирепел и велел его убить, и
убит был князь Михаил беззаконным Доманом Путивльцем нечестивым, а с ним
был убит его боярин Федор; они мученически пострадали и получили венец
от Христа Бога.
Текст приводится по изданию: Средневековая Русь в
текстах и документах, Минск, 2005.
Письмо хана Гуюка к папе Римскому
Силою Вечного Неба (мы) Далай-хан всего великого
народа; наш приказ. Это приказ, посланный великому папе, чтобы он его
знал и понял. После того как держали совет в... области Karal, вы нам
отравили просьбу и Покорности, что было услышано от ваших послов. И если
вы поступаете по словам вашим, то ты, который есть великий папа,
приходите вместе сами к нашей особе, чтобы каждый приказ Ясы мы вас
заставили выслушать в это самое время.
И еще. Вы сказали, что если я приму крещение, то это будет хорошо; ты
умно поступил, прислав к нам прошение, но мы эту твою просьбу не поняли.
И еще. Вы послали мне такие слова: "Вы взяли всю область Majar (Венгров)
и Kiristan (христиан); я удивляюсь. Какая ошибка была в этом, скажите
нам?" И эти твои слова мы тоже не поняли. Чингис-хан и Каан послали к
обоим выслушать приказ Бога. Но приказу Бога эти люди не послушались.
Те, с которых ты говоришь, даже держали великий совет, они показали себя
высокомерными и убили наших послов, которых мы отправили. В этих землях
силою вечного Бога люди были убиты и уничтожены. Некоторые по приказу
Бога спаслись, по его единой силе. Как человек может взять и убить, как
он может хватать (и заточать в темницу)? Разве так ты говорить: «я
христианин, я люблю Бога, я презираю и...» каким образом ты знаешь, что
Бог отпускает грехи и по своей благости жалует милосердие, как можешь ты
знать его, потому что произносишь такие слова?
Силою Бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая
теми, где всходит, пожалованы нам. Кроме приказа Бога так никто не может
ничего сделать. Ныне вы должны сказать чистосердечно «мы станем вашими
подданными, мы отдадим вам все свое имущество».
Ты сам во главе королей, все вместе без исключения, придите предложить
нам службу и покорность. С этого времени мы будем считать вас
покорившимися. И если вы не последуете приказу Бога и воспротивитесь
нашим приказам, то вы станете (нашими) врагами.
Вот что Вам следует знать. А если вы поступите иначе, то разве мы знаем,
что будет, одному Богу это известно.
В последние дни джамада-оль-ахар года 644 (3—11 ноября 1246 г.).
Перевод на русский язык выполнен А. И.Малеиным. Текст приводится по
изданию: Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов. Глава 9. Прим.
217. М., 1957
Послание папы Иннокентия IV князю
Даниилу Галицкому.
26.VIII.1247
Светлейшему Даниилу, королю Руси, и В[асилько], брату его, королю
Владимира, и сыну Даниила, Иннокентий, епископ, раб рабов Божиих. Оценив
по достоинству ваше благочестие, мы соблаговолили внять обетам вашим и
просьбы ваши, по воле Господа, благосклонно выслушали. Итак, отзываясь
на моления ваши, чтобы ни один из крестоносцев или иных монашеских
орденов на занятых ваших землях и тех, что еще будут заняты, ни во что
не вмешивался и не мог бы приобретать земельных владений без вашего на
то благоволения, предоставляем [это] вашей власти. И не единому человеку
не следует нарушить этот лист нашего покровительства или посметь
безрассудно выступать против него. Если же кто-либо посмеет сделать это,
то пусть знает, что навлечет на себя гнев Всемогущего Бога и Святых
апостолов Петра и Павла. Дано в Лугдуне, в VI Календы сентября, в V год
[понтификата].
Текст приводится по изданию: Крестоносцы и Русь. Конец XII-1270 г. М.
Индрик.
2002, (пер. В. И. Матузовой, Е. Л. Назаровой).
Послание папы Иннокентия IV князю
Даниилу Галицкому
22.I.1248
Епископ Иннокентий и т. д. приветствует любезнейшего во Христе сына
[нашего,] Даниила, светлейшего короля Руси и т. д. Поскольку опасностей
легче избежать, если укрепиться против них щитом Провидения, мы просим
светлость твою, умоляем и усердно увещеваем об особом одолжении, чтобы,
как только станет тебе известно, что полчище татар движется на
христианский мир, ты поспешил бы уведомить об этом любезных детей,
братьев дома Тевтонского в Пруссии, дабы, как только через оных братьев
дойдет это до нашего сведения, мы могли бы поразмыслить, как с помощью
Божией сим татарам оказать мужественный отпор. Дано в Лугдуне, в XI
Календы февраля, в пятый год понтификата нашего.
В том же духе любезнейшему во Христе сыну нашему, брату Даниила,
светлейшего короля Руси.
Текст приводится по изданию: Крестоносцы и Русь. Конец XII-1270 г. М.
Индрик.
2002, (пер. В. И. Матузовой, Е. Л. Назаровой).
Послание папы Иннокентия IV князю
Александру Ярославичу.
23.I.1248
Благородному мужу Александру, герцогу Суздальскому Иннокентий епископ,
раб рабов Божиих. Отец грядущего века, князь мира, сеятель благочестивых
помыслов, Спаситель наш Господь Иисус Христос окропил росою своего
благословения дух родителя твоего, светлой памяти Ярослава и, с дивной
щедростью явив ему милость познать себя, уготовил ему дорогу в пустыне,
которая привела его к яслям господним, подобно овце, долго блуждавшей в
пустыне. Ибо, как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына,
брата Иоанна де Плано Карпини из Ордена миноритов, поверенного нашего,
отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев
обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя
послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата, в
присутствии Емера, военного советника. И вскоре бы о том проведали все
люди, если бы смерть столь неожиданно и счастливо не вырвала его из
жизни.Поелику он столь счастливо завершил свой жизненный путь, то
надобно благочестиво и твердо уверовать в то, что, причисленный к сонму
праведников, он покоится в вечном блаженстве там, где сияет немеркнущий
свет бесконечный, где разливается благоухание, не исчезающее от
дуновения ветра, и где постоянно пребывает он в объятиях любви, в
которой несть пресыщения.
Итак, желая, чтобы ты, как законный наследник отца своего, подобно ему
обрел блаженство, мы, вроде той женщины из Евангелия, зажегшей
светильник, дабы разыскать утерянную драхму, разведываем путь, прилагая
усердие и тщание, чтобы мудро привести тебя к тому же, чтобы ты смог
последовать спасительной стезей по стопам своего отца, достойного
подражания во все времена, и с такой же чистотою в сердце и правдивостью
в уме предаться исполнению заветов и поучений Римской церкви, чтобы ты,
покинув путь греха, ведущего к вечному проклятию, смиренно воссоединился
с той церковью, которая тех, кто ее чтит, несомненно ведет к спасению
прямой стезей своих наставлений.
Да не будет тобою разом отвергнута просьба наша (с которой обращаемся к
тебе), исполняя наш долг, которая служит твоей же пользе; ибо весь спрос
с тебя: чтобы убоялся ты Бога и всем сердцем своим его любил, соблюдая
заветы его. Но, конечно, не останется сокрытым, что ты смысла здравого
лишен, коль скоро откажешь в своем повиновении нам, мало того — Богу,
чье место мы, недостойные, занимаем на земле. При повиновении же этом
никто, каким бы могущественным он ни был, не поступится своею честью,
напротив, всяческая мощь и независимость со временем умножаются, ибо во
главе государств стоят те достойные, кто не только других превосходить
желает, но и величию служить стремится.
Вот о чем светлость твою просим, напоминаем и ревностно увещеваем, дабы
ты матерь Римскую церковь признал и ее папе повиновался, а также со
рвением поощрял твоих подданных к повиновению апостольскому престолу,
чтобы вкусить тебе от неувядаемых плодов вечного блаженства. Да будет
тебе ведомо, что, коль скоро пристанешь ты к людям, угодным нам, более
того — Богу, тебя среди других католиков первым почитать, а о
возвеличении славы твоей неусыпно радеть будем.
Ведомо, что от опасностей легче бежать, прикрывшись щитом мудрости.
Потому просим тебя об особой услуге: как только проведаешь, что
татарское войско на христиан поднялось, чтоб не преминул ты немедля
известить об этом братьев Тевтонского ордена, в Ливонии пребывающих,
дабы, как только это (известие) через братьев оных дойдет до нашего
сведения, мы смогли безотлагательно поразмыслить, каким образом, с
помощью Божией, сим татарам мужественное сопротивление оказать.
За то же, что не пожелал ты подставить выю твою под ярмо татарских
дикарей, мы будем воздавать хвалу мудрости твоей к вящей славе
Господней. Писано в Лионе X дня февральских Календ, в год V.
Текст приводится по изданию: Крестоносцы и Русь. Конец XII-1270 г. М.
Индрик.
2002, (пер. В. И. Матузовой, Е. Л. Назаровой).
Послание папы Иннокентия IV магистру
и братьям Тевтонского ордена
24.I.1248
Магистру и братьям Тевтонского дома в Пруссии Иннокентий епископ, раб
рабов Божиих.
Поскольку Даниилу, светлейшему королю Руси и... брату его, а также
благородному мужу Александру, князю Суздальскому, направили мы наши
грамоты с тем, чтобы, как только станет им известно, что полчище татар
движется на христианский мир, они поспешили бы уведомить нас об этом,
дабы, как только через вас дойдет это до нашего сведения, мы могли бы
поразмыслить, как с помощью Божией сим татарам оказать мужественный
отпор, ибо опасностей легче бежать, если укрепиться против них щитом
мудрости, просим, как только это станет вам известно через них или от
кого-либо из них, вы поспешили бы уведомить нас об этом. Писано в
Лугдуне, в IX
Календы февраля, в пятый год [понтификата нашего].
Текст приводится по изданию: Крестоносцы и Русь. Конец XII-1270 г. М.
Индрик.
2002, (пер. В. И. Матузовой, Е. Л. Назаровой).
Послание папы Иннокентия IV князю
Александру Ярославичу.
15.IX.1248
Александру, сиятельному королю Новгорода. Господь отверз очи души твоей
и наполнил тебя сиянием света своего, ибо, как узнали мы от нашего
благословенного брата, архиепископа Прусского, легата Апостольского
престола, ты преданно искал и прозорливо обрел путь, который позволит
тебе весьма легко и весьма быстро достичь врат райских. Однако ключи от
этих врат Господь вверил блаженному Петру и его преемникам, Римским
папам, дабы они не впускали не признающих Римскую церковь, как Матерь
нашей веры, и не почитающих Папу — наместника Христа, с сердцем,
исполненным послушанием и радости. А потому ты, дабы не быть удаленным
им от врат, не угодив Богу, всячески высказывал рвение, чтобы путем
истинного послушания приобщиться к единой главе Церкви. В знак этого ты
предложил воздвигнуть в граде твоем Плескове соборный храм для
латинян.За это намерение твое мы воздаем искреннейшую хвалу Спасителю
всех людей, который, никому не желая погибели, искупил грехи наши,
пожертвовав собой, и смертью своей подарил нам жизнь, а множеством своих
унижений даровал нам защиту от несправедливости. Мы, нежно заключая тебя
как избранного сына Церкви в объятия наши, испытываем чувство умиления,
равное тому чувству сладости Церкви, что ощутил ты, обретающийся в столь
отдаленных краях, там, где множество людей смогут по примеру твоему
достичь того же единения.
Итак, мужайся, дражайший сын наш. Забудь прошлое, устреми все помыслы к
цели более совершенной, дабы, непоколебимо и решительно храня верность
Церкви, о чем мы уже говорили, и усердствуя в лоне ее, ты взрастил бы
цветы сладостные, кои принесут плоды, навеки избавленные от тлена. И не
думай, что подобное послушание чем-то принудительным для тебя будет.
Ведь требуя его, мы ждем от человека одной только любви к Богу и
возрастания праведности. Ибо, покинув тело, он, по заслугам своим, будет
причислен к лику праведных и внидет туда, где сияет свет неземной и где
яства сладкие, коими нельзя пресытиться, и где крепки объятия
милосердной любви, коей нельзя насытиться.
Кроме того, вышеупомянутый архиепископ желает навестить тебя. Поэтому мы
обращаемся к твоему Королевскому величеству с молениями,
предостережениями и настойчивыми просьбами, дабы ты подобающим образом
принял его как выдающегося члена Церкви, дабы ты отнесся к нему
благосклонно и с уважением воспринял то, что он посоветует тебе ради
спасения твоего и твоих подданных. Мы же, следуя совету того же
архиепископа, позволяем тебе воздвигнуть упомянутый храм.
Писано в Лионе, в XVII Календы октября, года VI.
Текст приводится по изданию: Крестоносцы и Русь. Конец XII-1270 г. М.
Индрик.
2002, (пер. В. И. Матузовой, Е. Л. Назаровой).
Галицко-Волынская летопись.
1250.
О, злее зла честь татарская! Даниил Романович, великий князь, владел
вместе со своим братом всею Русской землей: Киевом, Владимиром и Галичем
и другими областями, а ныне стоит на коленях и называет себя холопом!
Татары хотят дани, а он на жизнь не надеется. Надвигаются грозы. О злая
честь татарская! Его отец был царь в Русской земле, он покорял
Половецкую землю и повоевал иные области. Сын его не удостоился чести.
Кто же иной может принять ее? Их злобе и коварству нет конца. Ярослава,
великого князя Суздальского, уморили отавой, Михаил Черниговский и его
боярин Федор, не поклонившиеся кусту, были зарезаны ножом, как мы прежде
об убиении их рассказывали и приняли мученический венец. И иные многие
князья и бояре были убиты.
Текст приводится по изданию: Средневековая Русь в текстах и
документах, Минск, 2005.
«Пергамент с Плоского острова»
[1251]. В ту зиму, когда Хакон конунг сидел в
Трандхейме, пришли с востока из Гардарики послы Александра, конунга
Хольмгарда; Микьяль звался тот, кто был во главе их, и был он рыцарь.
Жаловались они на то, что делали сборщики даней конунга Хакона на севере
в Финнмарке и с востока карелы, обязанные данью конунгу Хольмгардов,
потому что они постоянно заводили ссоры, грабили и убивали людей. Были
тогда совещания о том, как это уладить. У них было еще дело – повидать
госпожу Кристин, дочь Хакона конунга, потому что конунг Хольмгардов
велел им попытать у конунга, не выдаст ли он эту госпожу за сына
Александра конунга. Хакон конунг решил послать [своих послов] из
Трандхейма весной; и поехали [они] на восток в Хольмгард с послами
Александра конунга…
Поехали они в Берген, а оттуда – восточным путем. Прибыли они летом в
Хольмгард. И конунг принял их хорошо; и установили они тогда мир между
своими областями, обязанными данью так, никто не нападал на других, ни
карелы, ни финны, и держался этот мир недолго. В то время было очень не
мирно в Хольмгарде; татары напали на владения конунга Хольмгардов. И по
этой причине не думали о сватовстве, которое велел начать конунг
Хольмгарда. И когда они исполнили свое поручение, поехали они с востока
обратно с почетными дарами, которые конунг Хольмгарда послал Хакону
конунгу. Приехали они с востока зимой и нашли Хакона конунга в Вике.
Текст приводится по изданию: Средневековая Русь в текстах и
документах, Минск, 2005.
«Сага о Хаконе, сыне Хакона».
[1253]. (Сага говорит о съезде близ Гетеборга для
заключения мирного договора между Норвегией, Швецией и Данией).
У Биргера ярла было 5000 человек. Там было с ним много знатных мужей… и
много других знатных вождей из Швеции. Был с ярлом также и Андрес,
конунг Суздаля, брат Александра, конунга Хольмгарда; он бежал с востока
от татар.
Текст приводится по изданию: Средневековая Русь в текстах и
документах, Минск, 2005.
Послание папы Иннокентия IV
христианам Восточной Европы с призывом крестового похода против
татаро-монголов.
14.V.1253
Епископ Иннокентий, раб рабов Божиих, всем христианам в пределах
королевства Богемии, Моравии, Сербии и Померании [шлет] привет и
апостольское благословение.Поскольку мы, недостойные, по воле Божией,
поставлены оберегать других, то обязаны думать не столько о явных,
сколько о тайных опасностях, дабы сердца правоверных не дрогнули и они
без особых усилий отразили бы эти опасности, тщательно подготовившись и
мужественно укрепившись против них щитом Провидения, и чтобы, если, не
дай Бог, они нагрянут, христианам было бы не столь тяжко, а ущерб от
опасностей этих был бы не столь велик, ибо их удалось предусмотреть.
Более того, мы с прискорбием сообщаем о бедствиях, жестоко причиненных
некоторым христианским землям внезапным нашествием татар, о бедствиях, о
которых невозможно говорить без слез, ибо, нимало не считаясь ни с
возрастом, ни с полом, эти татары уничтожили многих христиан. Но хотя их
отступление даст вам краткое отдохновение от перенесенных мук, все же,
пока они обретаются у врат христианского мира и пока им не будет отрезан
путь к вам, вы и помышлять не должны, что можно жить спокойно, ибо
расплатой за это может послужить тяжкое разорение. Воистину, недавно из
посланий любезнейшего во Христе сына нашего, сиятельного короля Руссии,
которому по причине соседства с ними стали известны многие их секреты,
мы узнали, что упомянутые татары готовятся к уничтожению всех тех, кому
во многих местах по благодати Божией удалось спастись от них бегством, и
что, доколе не остановит их Бог, они будут яростно попирать соседние с
ними христианские земли; посему, чтобы в ближайшем будущем ваши земли не
разделили судьбу несчастных и чтобы пагубное нашествие, не возымев
мужественного отпора, не погубило многих, то именно им [вашим землям],
которые уже подверглись их нашествиям, надлежит положить предел их
упрямой гордыне, чтобы сородичи этих татар встретили бы вооруженный
отпор. В противном случае, если вы будете безропотно сидеть сложа руки,
а не оказывать им отпор, республике и вашим [землям] будет нанесен
немалый ущерб, когда они проложат свой смертоносный путь через вас к
другим христианам. Впрочем, пусть в столь решительной битве считается
полезным материальное оружие, было бы много полезнее осенить себя
знамением спасительного креста, дабы вы, рыцари Христа, который
возглавит ваше войско, вы, осененные славным крестом, с той доблестью, с
какой Христос победил воздушные силы, чудом остановили бы натиск сих
татар. Воистину, кажется излишним дожидаться трубного гласа, который
воззвал бы вас к битве в столь решающий момент, ибо, нам представляется,
вы не лишены здравомыслия и по зрелом размышлении вы и безо всякого
сигнала устремитесь в битву, как если бы он прозвучал. Но, чтобы не
показалось, что мы не думаем о вашем спасении, а требуем крови вашей,
которую при молчаливом попустительстве может пролить меч безбожников, то
мы сочли необходимым направить к вам любезного сына [нашего]... аббата
Мецано, мужа редкостной честности, знакомого с упомянутыми посланиями и
снискавшего своими достоинствами уважение наше и братьев наших, чтобы он
сам и другие, кого он сочтет достойными, божественно наделенные
мудростью Духа Святого, проповедуя слово креста, старались бы защитить
вас знамением этого креста от сих татар, равно как от прочих язычников,
которые не менее татар жаждут крови христианской. Да понесет каждый
христианин крест свой и последует во всеоружии за знаменем славы
Всевышнего Царя, чтобы по меньшей мере смыть пятно вменяемого вам
позора, будто ныне вы малодушно бежите от неверных, которым имя ваше
внушит страх. А чтобы ничто не помешало столь спасительному делу, всем,
кто, вдохновившись этим призывом, возьмет крест, мы щедро воздадим
отпущением грехов и наделим их теми же привилегиями, что и идущих на
помощь Святой земле. Дано в Ассизи, во II Иды мая, понтификата нашего
год десятый.
В том же духе архиепископам и епископам и всем христианам в Русции.
Текст приводится по изданию: Крестоносцы и Русь. Конец XII-1270 г. М.
Индрик.
2002, (пер. В. И. Матузовой, Е. Л. Назаровой).
Договор вице-магистра Тевтонского
ордена в Пруссии Бурхарда фон Хорнхаузена с Даниилом Галицким и
Земовитом Мазовецким.
1254 г.
Во имя Господа нашего Иисуса Христа Аминь. Брат Бурхард фон Хорнхаузен ,
вице-магистр братьев дома Тевтонского в Пруссии, [всем христианам],
которые узрят написанное здесь, как ныне живущим, так и грядущим,
[желает] вечного спасения во Господе. Да будет известно всем вам, что
мы, по совету и с согласия братьев наших, великому мужу, Даниилу,
первому королю рутенов, и светлейшему князю Самовиту, князю Мазовецкому,
и их детям третью часть [земли Ятвяжской], которую предстоит подчинить
имени Христа, со всеми правами и властью мирской жалуем в вечное
владение. За это всякий раз, как нам потребуется [помощь] против этого
варварского народа и любого другого, воюющего против веры христианской,
они предоставят нам свою помощь и услуги. Если же по какой-то причине
они, не дай Бог, не смогут этого сделать, будь то нехватка или
отсутствие воинской силы, то пусть пополнят ее своими людьми, а если
потребуется, примут и личное участие. И поскольку сеятель раздора не
терпит согласия людского, подстрекая к тому, чтобы погибли плоды
согласия и возникла ненависть между людьми, то, чтобы достичь вечного
согласия между нами, мы договорились с упомянутыми нобилями таким
образом, чтобы они не только помогали нам против упомянутых язычников,
врагов имени Христа, но и против кого бы то ни было, любого занятия и
положения, согласно вышеозначенному оказывали всяческую помощь. А мы в
свою очередь вышепоименованным нобилям окажем помощь против тех, в
борьбе с кем они помогают нам, до тех пор, пока не принадлежащее им или
силой отнятое не вернут или не пойдут на дружеское примирение. И мы со
своей стороны не будем вступать ни в какие соглашения с захватчиками,
пока не будет выполнено все предлежащее. Добавим также, что, если
вышеупомянутым нобилям будет грозить война и если кое-кто из наших людей
перейдет к ним, чтобы получать плату за службу, мы не будем им
препятствовать, но не позволим, чтобы они вернулись к нам, пока не
окончится начатая война, и мы снимаем с них все обвинения, которые могут
быть возбуждены против них в связи с этой войной. Если же кто-либо
нарушит упомянутое соглашение или договор, то будет лишен всех
означенных прав. А чтобы это вечно соблюдалось всеми и каждым, настоящую
грамоту мы скрепили печатью достопочтенного отца нашего Андрея, епископа
Плоцкой церкви, и нашей, и вышеупомянутых князей. Писано в Рачонже в год
благодати тысяча двести пятьдесят четвертый. Восьмые Календы...
Текст приводится по изданию: В.И.Матузова, Е.Л.Назарова. Крестоносцы
и Русь. Конец XII в.— 1270 г. М., «Индрик», 2002
Галицко-Волынская летопись.
В год 6763 [1255}. Прислал папа почетных послов,
принесших венец, скипетр и корону, которыми выражается королевское
достоинство, с речью: «Сын, прими от нас королевский венец». Он еще до
этого присылал к нему епископа береньского и каменецкого, говоря: «Прими
венец королевский». Но в то время Даниил их не принял, сказав:
«Татарское войско не перестанет жить с нами во вражде, как же могу я
принять от тебя венец, не имея от тебя помощи?» Опизо пришел и принес
венец, обещая: «Будет тебе помощь от папы». Он, однако, не желал, и
убедили его мать его, Болеслав, Семовит, ляшские бояре, чтобы он принял
венец, говоря ему: «А мы будем тебе в помощь против поганых».
Он же от Бога принял венец в церкви святых Апостолов, от престола
святого Петра, от отца своего папы Иннокентия и от всех епископов своих.
Иннокентий предавал проклятию тех, кто хулил православную греческую
веру, и хотел собрать собор об истинной вере, о воссоединении церквей.
Даниил принял венец от Бога в городе Дорогичине.
Текст приводится по изданию: Средневековая Русь в текстах и
документах, Минск, 2005.
Новгородская первая летопись.
В лето 1257 пришла в Новгород весть из Руси злая, что
хотят татары тамги и десятины от Новгорода. И волновались люди все лето.
А зимой убили Михалка-посадника. Если бы кто сделал другому добро, то
добро бы и было, в кто копает под другим яму, сам в нее валится.
В ту же зиму приехали послы татарские с Александром, и начали послы
просить десятины и тамги. И не согласились на то новгородцы, но дали
дары для царя Батыя и отпустили послов с миром.
В лето 1259 зимою приехал с Низа (из Владимиро-Суздальской земли)
Михайло Пинещинич со лживым посольством, говоря так:
- Соглашайтесь на число, не то полки татарские уже на Низовской земле.
И согласились новгородцы на число. В ту же зиму приехали окаянные татары
сыроядцы Беркай и Касачик с женами своими и много иных. И был мятеж
велик в Новгороде. И по волости много зла учинили, когда брали тамгу
окаянным татарам. И стали окаянные бояться смерти и сказали Александру:
- Дай нам сторожей, чтобы не перебили нас.
И повелел князь сыну посадникову и всем детям боярским стеречь их по
ночам. И Говорили татары:
- Дайте нам число, или мы уйдем прочь.
Чернь не хотела дать числа, но сказала:
- Умрем честно за святую Софию, за дома ангельские.
Тогда раздвоились люди: кто добрый, то стоял за святую Софию и за правую
веру. И пошли вятшие против меньших на вече и велели им согласиться на
число. Окаянные татары придумали злое дело, как ударить на город – одним
на ту сторону, а другим – озером на ту. Но возбранила им, видимо, сила
Христова, и не посмели.
Испугавшись, новгородцы стали переплавляться на одну сторону к святой
Софии, говоря:
- Положим головы свои у святой Софии.
А на утро князь съехал с Городища, и окаянные татары с ним. И по совету
злых согласились новгородцы на число, ибо делали бояре себе легко, а
меньшим зло. И начали ездить окаянные татары по улицам и переписывать
дома христианские. Взяв число, уехали окаянные, а князь Александр поехал
после, посадив сына своего Дмитрия на столе.
Текст приводится по изданию: Средневековая Русь в текстах и
документах, Минск, 2005.
Галицко-Волынская летопись.
И пришла весть тогда князю Даниилу и Васильку, что
идет проклятый окаянный Бурундай, и были очень опечалены этим братья.
Бурундай прислал к ним сказать так: «Если вы мои союзники, встретьте
меня. А кто меня не встретит, тот мой враг». Князь Василько поехал
навстречу Бурундаю со своим племянником Львом, а князь Даниил не поехал
с братом, а послал вместо себя своего Холмского епископа Иоанна.
И поехал князь Василько со Львом и с епископом навстречу Бурундаю, взяв
дары многие и угощения, и встретил его у Шумска. И пришел Василько со
Львом и с епископом к нему с дарами. Бурундай сильно гневался на князя
Василька и Льва. Владыка был в великом страхе.
А потом сказал Бурундай Васильку: «Если вы мои союзники, разрушьте все
укрепления городов своих». Лев разрушил Данилов и Стожек, а оттуда
послал и Львов разрушить, а Василько послал разрушить Кремянец и Луцк.
Князь Василько из Шумска послал епископа Иоанна вперед к брату своему
Даниилу. Когда епископ приехал к Даниилу, то поведал ему о случившемся и
рассказал про гнев Бурундая. Даниил испугался, и бежал в Ляшскую землю,
и из Ляшской земли побежал в Угорскую.
Текст приводится по изданию: Средневековая Русь в текстах и
документах, Минск, 2005.
«Великая хроника» о Польше, Руси и
их соседях.
В упомянутом выше году перед праздником св. Андрея [во
искупление] грехов христиан в Сандомирскую землю вторглись татары с
пруссами, русскими, куманами и другими народами и безобразно ее разорили
грабежами, поджогами и убийствами. И зная, что большое множество людей
со своим имуществом прибыло в сандомирскую крепость, окружили ее,
непрерывно штурмуя. Русские же князья – Василько, брат русского короля
Даниила, а также упомянутые сыновья – Лев и Роман, видя, что осада
затягивается, задумали окружить жителей крепости обманным путем.
Обеспечив безопасность, [они] сошлись с жителями крепости, убеждая их
просить у татар заверений безопасности, и сдать им крепость и имущество,
находившееся в ней, чтобы татары даровали им жизнь. Жители крепости,
предпочитая [свою] жизнь [спасению] самой крепости и имущества и надеясь
сохранить жизнь так, как было указано выше, обманутые советом указанных
князей, будто бы они смогут уйти свободными, не беспокоясь о жизни и о
своих женах, получили от татар и указанных князей твердое обещание [и]
открыли ворота. Они оставили в крепости все имущество и безоружные вышли
из нее. Увидев их татары набросились на них, как волки на овец, проливая
огромное количество крови невинных людей, так что разлившиеся потоки
крови, стекая в Вислу, вызвали ее наводнение. И когда они устали в своей
ярости, они остальных мужей, как стадо свиней, столкнув в реку Вислу,
потопили. Молодых же женщин, красивых девушек и юношей увели с собой
пленными. И погибло тогда много тысяч человек как в продолжительном
плену, так и пораженные мечом. Татары же, забрав из крепости и города
Сандомира имущество [людей], спалили их; и совершили они, о горе,
находясь в Краковской и Сандомирской землях в течении многих дней,
деяния злые и безобразные.
Текст приводится по изданию: «Великая хроника» о Польше, Руси и их
соседях XI-XIII вв. Изд-во Московского университета, 1987.
Послание папы Александра IV магистру
и братьям Тевтонского ордена.
25.I.1260
Епископ Александр, раб рабов Божиих, детей возлюбленных... магистра и
братьев Тевтонского Иерусалимского госпиталя пресвятой Марии
приветствует и шлет апостольское благословение. Как явствует из дел
ваших, вы неустанно печетесь о том, чтобы распространить католический
обряд как на востоке, так и в Пруссии и Ливонии и в сопредельных с ними
землях во славу Божию, и престолу апостольскому угодно воздать вам,
чтобы вы осуществляли это со все большим рвением. Посему мы, внимая
вашим просьбам, все земли, замки, деревни и города и прочие места в
Русции, которые будут пожалованы их владельцами или отойдут по закону,
или занятые безбожными татарами, если сможете отнять у них, впрочем, с
согласия тех, к кому, как известно, они относятся, отныне по праву
признаем собственностью святого Петра и после того, как они примут обряд
христианский, объявляем под особой протекцией и защитой апостольского
престола во веки веков и жалуем их вам и дому вашему со всеми правами и
доходами и десятинами навеки в свободное владение, причем эти земли,
замки, деревни или города и местности ни вы и никто иной никогда не
должен передавать во власть другого. Но мы желаем, чтобы епископ и
прочие служители церкви или клирики вышеупомянутой Русции, навсегда
вернувшись к единству веры и повиновению святой римской Церкви, уже не
принадлежали бы к греческим схизматикам и не служили бы постыдно их
обряду и распустили всех их духовных лиц. И ни одному человеку не
следует этот лист нашей протекции и покровительства нарушать или
осмеливаться безрассудно выступать против него. Покусившийся на это
навлечет на себя гнев всемогущего Бога и его святых апостолов Петра и
Павла. Дано в Ананьи, в VIII Календы февраля 4, шестой год понтификата
нашего.
Текст приводится по изданию: Крестоносцы и Русь. Конец XII-1270 г. М.
Индрик.
2002, (пер. В. И. Матузовой, Е. Л. Назаровой). |