Св. Владимир и св. Бруно-Бонифаций
Кверфуртский. Из письма католического
миссионера, св.Бруно (в монашестве Бонифация), архиепископа
Кверфуртского от 1008 года к германскому королю Генриху II. В
письме Бруно осуждает Генриха за то, что тот в союзе со
славянами-язычниками лютичами воюет против христианина польского князя
Болеслава I. В пример Генриху Бруно ставит князя Руси Владимира, который
не вступает в союзы с язычниками, а противостоит им.
Далее Бруно-Бонифаций рассказывает о своей поездке на Русь и личной
встрече с князем Владимиром. Привожу ниже отрывок письма :
Князь Владимир.
"Верно уж целый год исполнился месяцами и
днями с тех пор, как мы покинули венгров, где понапрасну провели много
времени, и направились к печенегам, жесточайшим из всех язычников.
Государь Руси,великий державою и богатствами, в течение месяца удерживал
меня против [моей]воли, как будто я по собственному почину хотел
погубить себя, и постоянно убежал меня не ходить
к столь безумному народу, где, по его словам, я не обрел бы новых душ,
но одну только смерть, да и то постыднейшую. Когда же он не в силах был
уже [удерживать меня более] и устрашен неким обо мне, недостойном,
видением, то с дружиною два дня провожал меня до крайних пределов своей
державы, которые из-за вражды с кочевниками со всех сторон обнес
крепчайшей и длиннейшей оградой. Спрыгнув с коня на землю, он последовал
за мною, шедшим впереди с товарищами, и вместе со своими боярами вышел
за ворота. Он стоял на одном холме, мы - на другом. Обняв крест, который
нес в руках, я возгласил честной гимн: "Петре, любишь ли меня? Паси
агнцы моя!" По окончании респонсория государь, прислал к нам [одного из]
бояр с такими словами:"Я проводил тебя [до места], где кончается моя
земля и начинается вражеская; именем Господа прошу тебя, не губи к моему
позору своей молодой жизни, ибо знаю, что завтра до третьего часа
суждено тебе без пользы, без вины вкусить горечь смерти". Я
отвечал:"Пусть Господь откроет тебе [врата] Рая так же, как ты открыл
нам путь к язычникам!" Что же? Два дня мы шли беспрепятственно, на
третий, в пятницу, трижды - утром, в полдень и в девятом часу - все мы
со склоненными выями влекомы были на казнь, но столько же раз по
чудесному знамению - такова была воля Господа и водителя нашего
[святого] Петра - невредимы ускользали от встречавшихся нам врагов. В
воскресение, когда мы добрались до мест, более обитаемых, нас оставили в
живых до срока, пока весь народ по зову гонцов не соберется на сходку.
Итак, в девятом часу следующего воскресного дня нас зовут на сходку,
бичуя, словно лошадей. Сбежалась бесчисленная толпа; с налитыми кровью
глазами, они подняли страшный крик; тысячи обнаженных мечей и тысячи
топоров, [занесенных] над нашими головами, грозили изрубить нас в куски.
До ночи терзали нас, волоча в разные стороны, пока нас не вырвали из их
рук старейшины [той] земли, которые, будучи рассудительны, услыхав наши
речи, поняли, что мы с добром явились в их землю. Как то было угодно
неисповедимому Господу и честнейшему Петру, пять месяцев провели мы
среди этого народа, обойдя три его части, не заходя в четвертую, из
которой к нам прибыли послы от старейшин. Обратив в христианство
примерно тридцать душ, мы, по мановению Божию, устроили мир (с Русью),
который, по их словам, никто кроме нас не смог бы устроить. "Сей мир, -
говорили они, - тобою устроен. Если он будет прочен, то все мы, как ты
учишь, охотно станем христианами; если же государь Руси изменит уговору,
нам придется думать только о войне, а не о христианстве". С тем я и
прибыл к государю Руси, который ради [успеха] Божьего [дела] одобрил
это, отдав в заложники сына. Мы же посвятили в епископы [одного] из
наших, которого затем государь вместе с сыном поместил в середине земли
[печенегов]. И установился, к вящей славе Господа, Спасителя [нашего],
христианский закон среди наихудших и жесточайших из всех обитающих на
земле язычников".
Смерть Бруно Кверфуртского в 1009 г. от рук язычников-пруссов.
|