7 декабря 1965 года состоялось снятие
анафем одновременно патриархом Афинагором в Стамбуле и папой Павлом VI в
Риме.
СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
И КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО СЛУЧАЮ СНЯТИЯ АНАФЕМ
Благодарные
Богу за то, что по благости и милосердию Своему Он дал им встретиться на
той священной земле, где смерть и воскресение Господа Иисуса совершили
тайну нашего спасения, и где излияние Духа Святого породило Церковь,
папа Павел VI и патриарх Афинагор I, твердо решили не упускать ни одной
возможности к проявлению жестов, вдохновленных любовью, которые могли бы
содействовать развитию начавшихся братских отношений между
Римско-католической Церковью и Константинопольской Православной
Церковью. Они убеждены, что отвечают таким образом на призыв благодати
Божией, ведущей как Церковь Римско-Католическую и Церковь Православную,
так и всех христиан к преодолению разногласий, дабы они вновь стали
«едиными», как молил о них Господь Иисус Своего Отца.
2. Среди препятствий, которые
находятся на пути к братским отношениям доверия и уважения следует
назвать прежде всего воспоминание о достойных сожаления решениях,
поступках и инцидентах, приведших в 1054 году к отлучению патриарха
Михаила Керуллария и двух других лиц легатами Римского Престола,
возглавляемыми кардиналом Гумбертом, подвергшимся в свою очередь
подобному отлучению со стороны Константинопольского патриарха и Синода.
3. В тот беспокойный период
истории события эти не могли быть иными. Но сегодня, когда возможно
вынести о них более здравое и уравновешенное суждение, необходимо
признать, что чрезмерное значение, которое они приобрели позднее, было
чревато последствиями, которые, насколько мы можем судить далеко вышли
за пределы намерений и предвидений зачинщиков, чьи запретные меры
касались лишь определенных лиц, но не Церквей и не были направлены на
прекращение церковного общения между кафедрами Римской и
Константинопольской.
4. Вот почему папа Павел VI и
патриарх Афинагор I со своим Синодом, убежденные в том, что выражают
общее стремление к правде и единодушное чувство любви своих верующих,
напоминают завет Господень:
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что
брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред
жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и
принеси дар твой» (Мф 5. 23-24) - и по обоюдному согласию заявляют:
а/ что они сожалеют об
оскорбительных словах, о необоснованных упреках и осудительных жестах,
которые как с одной, так и с другой стороны окрасили собою печальные
события того времени или сопутствовали им;
б/ что они равным образом
сожалеют и желают изъять из памяти и среды церковной акты отлучения,
которые затем последовали и воспоминание о которых до наших дней служит
препятствием к сближению в духе любви, и предать их забвению;
в/ что они скорбят о том, что
дурные прецеденты и последующие события под влиянием различных факторов,
прежде всего взаимного непонимания и недоверия, в конце концов привели к
реальному разрыву церковного общения.
5. Папа Павел VI и патриарх
Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и
взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец
разногласиям, как древним, так и недавним, все еще остающимся между
Римско-Католической Церковью и Церковью Православной, и которые будут
преодолены действием Духи Святого, благодаря очищению сердец наших,
благодаря раскаянию в исторических ошибках и деятельной воле к
достижению понимания и совместному выражению апостольской веры и ее
требований.
Совершая подобный жест они
уповают на то, что он будет угоден Богу, готовому прощать нас, когда и
мы прощаем друг друга, и оценен всем христианским миром и в особенности
всей Римско-Католической Церковью и Православной Церковью, как выражение
искренней взаимной воли к примирению, как побуждение к продолжению в
духе взаимного уважения, доверия и любви, диалога, который к великой
пользе для душ приведет с помощью Божией к обновлению жизни, наступлению
Царства Божия в полном общении веры, в братском согласии и участию в
таинствах, соединявших нас в течение первого тысячелетия жизни Церкви.
Павел VI, папа
Афинагор I, патриарх |