Drogon's Cell       

Святые Римские Папы.

Сайт Дмитрия Лялина.

Литература        История         Графика         Природа   "На камне сем..."     Гостевая

 Св. Фавий, папа Римский.

 Св. священномученик Фавий, или Фабиан, взошел на кафедру св. Петра после священномученика Анфира в 236 году и занимал ее до 250 года. Евсевий в своей «Церковной Истории» (VI, 29) повествует о чуде, сопровождавшем его избрание: голубь, появившийся над его головою, как бы отмечал его, простого мирянина, недавно прибывшего в Рим, и он единогласно был избран первосвященником, так как избиравшие в этом символе  признали указание Св. Духа.

В то время царствовал Максимиан, и по всей римской империи свирепствовало гонение на христиан. Императоры с утонченной злобой, возраставшей по мере распространения и  организации христианства, норовили метить преимущественно в вождей Церкви и влиятельных среди нее личностей, а не в простых верующих и приказывали предавать пламени здания, посвященные молитве.

После смерти Максимиана, во времена царствования Гордиана III (238 — 243) и Филиппа (243 — 249), христиане вздохнули свободно. Некоторые авторы [1] говорят, что Филипп был обращен в христианство и крещен св. Фавием, и этим объясняется явная благосклонность его политики по отношению к Церкви. Евсевий {«Церк. Ист.» VI, 34) говорит об епитимии, наложенной на него Вавилой, епископом Антиохийским; он и императрица были в переписке  с Оригеном. Филипп разрешил св. Фавию торжественно перенести из Сардинии мощи  замученного там одного из его (Фавия) предшественников, св. Понциана. Это было внушительное религиозное торжество, так как Папа, окруженный всем своим клиром, сопровождал эти священные останки на корабль, привезший их в Рим, и положил их, 13 августа, между другими Папами в катакомбах св. Каликста.

В эпоху царствования этого «тишайшего Филиппа», по выражению его современника Дионисия Александрийского, Церковь должна была вступить в новый фазис своего развития. Ориген говорит, что «гражданские власти перестали воевать с христианами; что, оставаясь окруженными враждебной им средой, они вкусили отрадного мира; что провидение ежедневно расширяет границы их религии и даровало им наконец свободу» [2].

Подобно своим предшественникам, Фавий воспользовался этим затишьем и занялся дальнейшей организацией Римской Церкви. Также, как было выбрано семь диаконов в  Иерусалиме, святой апостол Петр, по свидетельству Liber Pontificales, назначил семь диаконов и в Риме. Его наследник, св. Климент, в I веке разделил Рим на семь церковных

округов, во главе которых поставил семь протонотариев с обязанностью составлять деяния мучеников и вести запись нужд верных. Эти церковные округи составились из двух  гражданских округов, которых со времени императора Августа в Риме числилось  четырнадцать [3]. Св. Фавий завершил эту реформу, поручив семи диаконам заняться  каждому одним церковным округом, и назначил семь иподиаконов, для управления деятельностью протонотариев и для наблюдения за тем, как последние выполняют порученную им задачу «полного и точного составления деяний мучеников». Что касается семи диаконов, то их обязанностью было следить за материальными потребностями  христианской общины; они управляли церковным имуществом, должны были заботиться о нуждах исповедников веры, вдов, сирот и бедных. Евсевий («Церк. Ист,» VI, 43) сообщает, что в то время в Риме было «сорок шесть священников, семь диаконов, псаломщики и привратники, более 1500 вдов и неимущих, и что милосердый Господь всех их кормит».

Кроме упомянутых организационных трудов, положивших начало тому религиозному укладу, который уже много веков держится в Риме, св. Фавий начал большие сооружения в  римских кладбищах, и археолог Росси прииисывает ему устройство подземного центрального зала в катакомбах Св. Каликста. Внимание Папы простиралось также за пределы Рима.

Так же как св. Клименту пришлось вмешаться в дела Коринфской Церкви, так же как папам Аниките и Виктору нриходилось поддерживать против Азийских церквей одобренное позднее 1-м Никейским Сoбором учение о времени празднования Пасхи, так и св. Фавию выпало на долю быть судьей в очень важном деле в Африке. Собор, созванный в Ламбезии, в Нумидии, низложил епископа этого города, Привата. Карфагенский примат одобрил мнение девятидесяти епископов, подписавшихся под этим приговором, но однако на счел возможным привести последний в исполнение без одобрения Римского Папы. Письмо, написанное св. Фавием по этому поводу, утрачено, но мы знаем от св. Киприана, что оно содержало строгое порицание Привату, «обвиненному во многих и грубых заблуждениях».

Около того же времени Ориген, обвиненный в ереси, и дело которого было отправлено папе Понциану, разбиравшему его в собрании своих священников, послал св. Фавию свое исповедание веры, чтобы объяснить ему свои заблуждения и отречься от них. Хотя нам известно, что Ориген послал свои оправдательные записки и некоторым другим епископам,  но Евсевий ставит во главе их всех римского епископа Фавия; так что в деле Оригена, как это замечает протестантский историк Гарнак — «голос Рима имел значение особой важности» [4]. Надо заметить еще, что когда Ориген возбудил против себя зависть и неприязнь Александрийского епископа Димитрия, то последний, лишив Оригена права учительства и сняв с него священнический сан, не удовольствовался согласием на это многочисленных  епископов, но придал особенное значение согласию именно Римского епнскопа [5].

Эти факты ясно доказывают, что, несмотря на затруднительность общения церквей между собою, римские первосвященники наблюдали за чистотой веры и поддержанием дисциплины во всех частях Христианской Церкви.

В 249 году император Филипп был убит Децием, который царствовал после него. В 250 г. он  издал эдикт о преследовании христиан, повелевающий не столько убивать их, сколько вынуждать отречься от веры и принести жертву идолам. Св. Киприан говорит, что героизм римлян перед пытками придал стойкости и верным африканской церкви, так что верующие умирали не только потому, что они были христианами, но и за то, что были кафоликами. «Как твое имя?» спрашивал судья у священника Пиония. «Я христианин». — «Какой церкви?» — «Кафолической».

Также и святая Феодотия, спрошенная о имени, ответила: «Христианка Феодотия». — «Раз ты христианка, то к какой церкви принадлежишь?» — «К кафолической», — сказала она. В том же году мученик Асклепиад также ответил, что он христианин и принадлежит к кафолической Церкви.

Вероятно, такой же ответ дал и Фавий, когда он был арестован в начале 250-го года. К  несчастию мы не имеем повествования о его мученичестве. Мы знаем только, что он был  замучен 20 января 250-го года и спустя несколько дней погребен вместе со всеми почти  своими предшественниками в катакомбах св. Каликста. Его мощи в настоящее время почивают в церкви св. Пракседы. В восточном обряде его память прославляется 5 августа, в  латинском 20 января, в коптском 5 февраля.

Он является 20 преемником Петра и, как все его предшественники на престоле корифея апостолов, мучеником за непорочную Кафолическую Веру.[

 

[1] Косолапов, «Месяцесл. прав. кафол. Церкви», стр. 364; P. Allard «Le Cliristianisme et l'Empire Romain», p. 94.

[2] P. Allard. Там же

[3] Rossi, «Roma sotteranea», III, 514.

[4] Harnaek, Dogmengeschichte, t. I, p. 450.

[5] Batiffol, «L'Eglise naissante et le catholicisme», p. 393.

dlyalin@mail.ru

                    

Гостевая.

Copyright  by  Lyalin D.V.

Hosted by uCoz